августа 2025

«Пресса на все времена»

С 29 августа 2025 года в читальном зале отдела сельскохозяйственной и технической литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена тематическая выставка газет и журналов «Пресса на все времена».

В современном мире качественная и актуальная информация является одной из ключевых ценностей. Ее производство и распространение – задача средств массовой информации, среди которых периодическая печать занимает одно из старейших мест.

Значение газет и журналов в обществе трудно переоценить. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература служат важнейшим инструментом сохранения и передачи научного и культурного наследия от поколения к поколению. Для людей всех возрастов журналы и газеты являются источником знаний, помогая познавать и оценивать окружающий мир, понимать закономерности общественных отношений и природные явления. Особенно важна роль прессы в формировании социальных и моральных ориентиров личности, в усвоении норм поведения в обществе.

Главная цель любого периодического издания – формирование общественного мнения по определенному вопросу. Печатная продукция выполняет функцию идеологического воздействия, которую можно рассматривать как способ организации общества. Любое периодическое издание может изменить свою периодичность по разным причинам. Часто бывает, что ежемесячные газеты и журналы меняют график выхода.

Печатные СМИ остаются важным источником информации для современного человека. Интернет и информационные технологии могут быть не только конкурентом, но и фактором развития для периодических печатных изданий.

На выставке посетители смогут ознакомиться с периодическими изданиями по сельскому хозяйству и техническим наукам, регулярно поступающими в фонды Национальной библиотеки Республики Дагестан.

На выставке представлены следующие газеты и журналы: газеты «Авторевю», «Сельская жизнь», «Строительная газета», «Труд»; журналы «АПК: экономика, управление», «Вы и ваш компьютер», «Виноделие и виноградарство», «За рулем», «Идеи вашего дома», «Изобретатель и рационализатор», «Компьютерра», «Моделист-конструктор», «Пищевая промышленность», «Пчеловодство», «Приусадебное хозяйство», «Радио», «Техника – молодежи», «Юный техник».

Отдел сельскохозяйственной и технической литературы

«Терроризм: события и факты»

3 сентября 2025 года в 12:00 в Национальной библиотеке Республики Дагестан имени Р. Гамзатова пройдет патриотическое информационно-просветительское мероприятие, приуроченное ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В рамках мероприятия будет представлена тематическая книжная выставка под названием «Терроризм: события и факты» и фотогалерея.

Эта памятная дата символизирует единство государства и общества в противостоянии терроризму и отмечается ежегодно по всей территории России. 3 сентября мы чтим память жертв террористических актов, произошедших в стране, и отдаем дань уважения сотрудникам служб безопасности, потерявшим жизнь во время предотвращения терактов и спасения людей.

В организации мероприятия примут участие представители Союза писателей Республики Дагестан, общественного движения «Сила матерей», Духовного управления мусульман Республики Дагестан, а также известные общественные деятели, волонтеры, студенты и школьники.

Дата мероприятия

«Портретист эпохи классицизма»

С 29 августа 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 245-летию французского художника Жана Огюста Энгра.

Жан Огюст Доминик Энгр - признанный мастер живописи и блистательный рисовальщик, он занимает одно из самых значительных мест в истории французского искусства. Первые творческие шаги Энгра совпали с расцветом классицизма начала столетия, а последние произведения созданы в годы, когда зарождалась живопись импрессионистов. Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в городе, где теперь устроен посвященный ему музей, - основное хранилище графического наследия художника. Он мечтает о Париже, мечтает стать учеником прославленного Давида, который вновь открыл свое ателье. Они работали в рамках одного направления, но на совершенно разных этапах его развития обнаруживалось резкое расхождение. Отказавшись от строгой нормативности и рационализма давидовской школы, Энгр обращается к поискам собственных, только ему присущих средств художественной выразительности. В 1801 году Энгр с успехом участвовал в конкурсе на получение Большой римской премии. Представленная им картина «Послы Агамемнона у Ахилла» строго и последовательно воплощала основы господствовавшей классической доктрины. С самого начала он создает подлинные шедевры. Прежде всего- это его знаменитый «Автопортрет в возрасте двадцати четырех лет», в котором уже полностью выразилась основная концепция портретного искусства Энгра. Меньше порыва и больше документальной точности, и детализации в исполненном им в 1804г. для города Льежа «Портрете Наполеона Бонапарта, Первого консула». 1805 г. ознаменован скромным, но проникновенным по своей интеллектуальной характеристике «Портретом гравера Демаре» и тремя заказными портретами Филибера Ривьера, его жены и их пятнадцатилетней дочери. Широкая панорама Рима послужила Энгру фоном для одного из его лучших произведений «Портрета художника Франсуа Мариуса Гране». Другой шедевр этого же года - «Портрет мадам Девосе»- замечателен своей ясной классической гармоничностью. Одновременно с этими портретами в творчестве художника появляется излюбленная тема «ню» - изображение обнаженного женского тела. Самым ранним считается «Купальщица». Она изображена со спины, с повернутой к зрителю головой и чуть и чуть испуганным взглядом. Нарушение строгих рационалистических норм господствовавшего классицизма Энгр продолжает и в большом полотне «Фетида, умоляющая Юпитера». Продуктивность творчества Энгра в этот период была необычайно велика и проявлялась во всех жанрах, в которых он работал. Помимо «Юпитера и Фетиды», он пишет «Ромула, победителя Акрона», «Сон Оссиана» и немного позже - «Вергилия, читающего «Энеиду» Августу и Ливии». Из целой серии мужских образов в качестве примера можно привести «Портрет Кордье». Среди женских живописных портретов наиболее выдающийся - «Мадам де Сенонн». В этой картине у Энгра, условно говоря, доминирует принцип «натюрмортности». Шелк, бархат, тончайшие кружева, ювелирные украшения - им художник уделяет не меньшее внимание, чем моделировке прелестного по очертаниям лица. В 1820 году Энгр переезжает во Флоренцию. Здесь Энгр работает над картинами «Въезд Карла V в Париж», «Христос и апостол Петр», и, наконец, над одним из капитальных своих произведений «Обет Людовика ХIII». Следующей этапной работой мастера является аллегорическая композиция «Апофеоз Гомера». Она была завершена им в 1827 году и написана как огромная станковая картина. Девятый десяток жизни он начинает окончанием работы над произведением, в котором подводит итог, если не основным, то очень существенным для него художественным исканиям. Это так называемая «Турецкая баня»- интерьер, заполненный обнаженными женщинами. Манера Энгра была слишком индивидуальной, чтобы быть непосредственно усвоенной кем-то другим.

Будучи, человеком исключительно зрительного восприятия, он любил находить в реальности ту гармонию форм, которую носил в себе. Значительная часть работ Энгра входит в золотой фонд французского искусства: портреты, рисунки, «ню» до сих пор вызывают эстетическое наслаждение, а высокое мастерство, свойственное всем его произведениям, является прекрасной школой для художников всех времен.

Литература, представленная на выставке:

1. Березина, Валентина Николаевна. Энгр: Портрет Н. Д. Гурьева / В. Н. Березина. - Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. - 12 с.: ил.

2. Березина, Валентина Николаевна. Жан Огюст Доминик Энгр / В. Березина. - Москва: Изобразительное искусство, 1977. - 230 с.: ил.

3. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. / редактор А. П. Чеботарева. - Москва: АСТ; Санкт - Петербург: Полигон, 2007. - 239 с.: ил.

4.Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись, скульптура, архитектура: Современная версия / П. П. Гнедич - Москва: ЭКСМО, 2007. - 848 с.: ил.

5. Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - Москва: АСТ-ПРЕСС , 2000. - 623 с.: ил.

6. Европейская живопись XIII-XX вв. : энциклопедический словарь / редактор В. В. Ванслов . - Москва: Искусство, 1999. - 527 с.: ил.

7. Энгр об искусстве / составитель, автор предисловия А. Н. Избергина . - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. - 170с.

8.Энгр / автор альбома В. Н. Березина. - Ленинград: Советский художник, 1967. - 88 с.: ил.

9. Энгр / автор текста В. И. Раздольская. - Москва: Белый город, 2006. - 47 с.: цв. 

Отдел литературы по искусству

«Актеры-участники войны»

С 27 августа 2025 года  отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Дню российского кино.

Многие известные артисты советского кино не только воплощали образы героев на экране, но и сами прошли через суровые испытания военного времени. Пережитые  часы, минуты, годы грозных баталий наложили отпечаток на творческую судьбу. Поневоле, создавая образы своих сценических героев военной поры, они возвращались во фронтовые будни, вспоминали пережитые потери ,голод ,ужас бомбежек и счастье Победы.

Их судьбы – это настоящие истории мужества и стойкости, достойные отдельных фильмов.

Леонид Гайдай отправился на фронт добровольцем в феврале 1942 года. Благодаря знанию немецкого языка служил в разведке на Калининском фронте. В марте 1943 года получил серьезное ранение ноги, после чего перенес пять операций. Несмотря на тяжелые ранения, был награжден медалью «За боевые заслуги» за проявленное мужество в бою за деревню Енкино.

Юрий Никулин начал службу в зенитном артиллерийском полку в 1939 году. Прошел всю войну, был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Уже на фронте начал выступать с репризами, создавая клоунский дуэт с сержантом Ефимом Лейбовичем. Победу встретил в звании старшего сержанта.

В возрасте 13 лет Элина Быстрицкая начала свой военный путь в качестве санитарки, где выполняла множество важных обязанностей. После получения профессионального медицинского образования Элина работала лаборанткой в передвижном полевом госпитале. Быстрицкая вспоминала, что раненые солдаты доверяли ей больше, чем другим медработникам, прося именно её делать уколы и брать анализы.

Владимир Этуш, будучи студентом Щукинского училища, добровольно отправился на фронт. Его знание немецкого языка определило путь в переводчики. Воевал на Кавказе, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. За проявленное мужество в боях под Моспино получил орден Красной Звезды. Серьезное ранение в поясницу в 1943 году под Запорожьем привело к инвалидности, после чего вернулся к учебе.

Анатолий Папанов ушел на фронт из армии в 1941 году. Служил на Юго-Западном фронте, был ранен под Сталинградом. После полугода лечения в госпитале получил инвалидность третьей группы. Несмотря на это, стремился вернуться на фронт, а осенью 1942 года поступил в ГИТИС.

Григорий Чухрай начал войну в батальоне связи, затем прошел воздушно-десантную школу. Служил на нескольких фронтах, получил четыре ранения. За мужество в боях был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и чехословацким орденом «Партизанская звезда». После войны поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

Школьный выпускной актера вечер В.Басова  пришелся на трагическую дату – 22 июня 1941 года. Вместо поступления во ВГИК, как он планировал, в июле 1941 года Басов добровольно ушел на фронт. На фронте Басов прошел путь от рядового бойца до капитана. Особенно отличился в ночь на 23 февраля 1945 года, когда со своей штурмовой группой организовал быстрое перемещение боевых порядков батареи, подготовил наблюдательный и огневой пункты к бою, обеспечив захват важного опорного пункта обороны немцев.

Михаил Пуговкин ушел добровольцем на фронт 7 июля 1941 года. Он был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения. В составе полка он участвовал в строительстве оборонительных рубежей и принимал участие в Ельнинской операции. После окружения сумел выбраться к своим. С января 1942 года Пуговкин служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В августе 1942 года под Ворошиловградом он был тяжело ранен в ногу.

Когда началась война,  отец  И.Смоктуновского ушел на фронт и пропал без вести в августе 1942 года. В первые военные годы сам Иннокентий, как старший сын, работал статистом в Красноярском драматическом театре и трудился в госпитале при воинской части, обеспечивая семью. В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен на фронт в 75 гвардейскую стрелковую дивизию в звании рядового. В декабре 1943 года под Житомиром Смоктуновский попал в плен, откуда через месяц сумел бежать. После этого он присоединился к партизанам, а когда партизанский отряд соединился с регулярными частями Красной армии, принял командование отделением автоматчиков.

До начала Великой Отечественной войны С.Бондарчук работал актёром в театре Красной армии в Грозном. Весной 1942 года он был призван на фронт. Боевой путь режиссера был связан с участием в битве за Кавказ. Один из ярких эпизодов военной службы Бондарчука произошел под Грозным. Во время сильного обстрела он укрылся в окопе, где к нему подошла собака с перебитым хвостом. Их взгляды встретились, и этот момент глубоко врезался в память режиссера. Позже этот эмоциональный опыт он воплотил в одной из сцен фильма «Война и мир», где снял глаза волка, смотрящего на людей.

Эти истории – лишь малая часть того, какой ценой далась победа советским людям, в том числе тем, кто впоследствии стал известен как талантливые актеры и режиссеры. Их военный опыт, несомненно, повлиял на их творчество и помог создать те незабываемые образы, которые мы помним и любим.

Литература, представленная на выставке:

1.Высторобец, Анатолий Иванович. Сергей Бондарчук : Судьба и фильмы / А. Выстробец. - Москва : Искусство, 1991. - 333 с. : ил.

2.Гердт, Зиновий Ефимович. «Рассказ о профессии, о друзьях, о себе»: фотоальбом : из литературного наследия / З. Е. Гердт ; составители: Т. Правдина и др.. - Москва : Рутения, 2018. - 320 с. : ил.

3.Демин, В.Михаил Глузовский / В. Демин. - Москва : Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. - 75 с. : ил.

4.Зеленая, Рина Васильевна. Разрозненные страницы : биография (Автобиография) / Р. В. Зеленая. - Москва : Всероссийское театральное общество, 1981. - 240 с. : фот.

5.Кагарлицкая, Анна  Владленовна. Владимир Басов : биография отдельного лица / А. В. Кагарлицкая ; Союз кинематографистов СССР. - Москва : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. - 32 с. : фот.

6.Лесничий, Виталий. Жизнь одна... : ветераны сцены вспоминают военное детство и молодость / В. Лесничий. - Москва : Национальный фонд поддержки правообладателей, 2013. - 290 с. : фот.

7.Никулин, Юрий. Почти серьезно... / Ю. Никулин. - 2-е издание. - Москва : Молодая гвардия, 1982. - 575 с. : ил.

8.Новицкий, Евгений Игоревич. Леонид Гайдай / Евгений Новицкий. - Москва : Молодая гвардия, 2017. – 410 с.

9.Соловьев, Сергей Александрович. Те, с которыми я... Иннокентий Смоктуновский / С. А. Соловьев. - Москва : Белый город, 2017. - 95 с. : ил.

10.Четыре музы Анатолия Папанова / Сборник. - Москва : Искусство, 1994. - 238 с. : ил.

11.Чухрай, Г. Н.Мое кино. (О времени и о себе) / Г. Н. Чухрай. - Москва : Алгоритм, 2001. - 288 с. : ил.

12.Этуш, Владимир Абрамович. Все, что нажито... / В. А. Этуш. - Москва : Зебра Е.; Москва : Аргументы недели, 2012. - 288 с.

Отдел литературы по искусству

«Великие битвы Великой войны»

С 23 августа 2025 года в отделе обслуживания универсального читального зала Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена книжная выставку, посвященная Дню воинской славы — Дню разгрома фашистских войск в Курской битве в 1943 году.

23 августа в Российской Федерации отмечается День воинской славы, знаменующий финал одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны - Курской битвы. Данное событие явилось поворотной точкой не только в развитии войны, но и в истории всего мира.

Курская битва, длившаяся с 5 июля по 23 августа 1943 года, вошла в историю как одно из самых масштабных танковых сражений, в котором приняли участие сотни тысяч солдат и огромное количество техники. Битва, развернувшаяся на обширной территории, стала решающим испытанием для советской армии.

Немецкое командование ставило целью окружение и уничтожение советских войск на Курском выступе, что позволило бы вернуть стратегическое преимущество. Однако, советские войска не только выдержали мощный натиск, но и контратаковали, нанеся сокрушительное поражение противнику.

Победа в Курской битве окончательно лишила нацистскую Германию возможности проводить наступательные операции на Восточном фронте. С этого момента стратегическая инициатива полностью перешла к Советскому Союзу, началось масштабное освобождение оккупированных территорий.

Значение этой битвы сложно переоценить: она продемонстрировала силу духа и непоколебимость советских солдат, сплоченность фронта и тыла, став символом отваги и героизма всего народа.

Вспоминая 23 августа 1943 года, мы отдаем дань уважения памяти павших и выражаем признательность ветеранам, защитившим свободу и независимость нашей страны. Курская битва навсегда останется примером мужества и олицетворением победы над фашизмом.

Литература, представленная на выставке:

  1. Жилин П. А. О войне и военной истории / П. А. Жилин. – Москва: Наука, 1984.-541 с.
  2. Зоткин В. На Курской дуге / В. Зоткин. – Москва: Издательство ДОСААФ СССР, 1976.– 188 с.
  3. Курская битва. Воспоминания, статьи / сост. П.М. Бельдиев, С.М. Филипов. – Воронеж: Чернозёмное кн. изд., 1973. – 372 [4] c.
  4. Курская битва. Хроника, факты, люди: в 2 кн./ – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – Кн. 1. – 415 с.
  5. Лиддел Гарт Б.Г. Вторая мировая война / Б.Г. Лиддел Гарт / сост. Исмаилов. – Москва: ООО «Издательство АСТ», СПб: 2002. – 944 с.
  6. Лубченков, Ю. 7 великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне / Юрий Лубченков. – Москва: Эксмо, 2010. – 251 с.
  7. Соловьёв В.М. История Отечества: популярная энциклопедия / В.М. Соловьёв. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 816 с.

Отдел обслуживания универсального читального зала

«Мэтр фантастики»

С 22 августа 2025 года в читальном зале отдела иностранной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова представлена книжная выставка, приуроченная к 105-летию со дня рождения знаменитого американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.

Рэй Брэдбери – классик научно-фантастического жанра, человек, вдохновившего не одно поколение на мечты, писатель, чье творчество оказало огромное влияние на мировую литературу.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс, в семье, корни которой уходят к первым английским поселенцам.

Среднее образование получил в Лос-Анджелесе, куда семья переехала в период Великой депрессии. Несмотря на отсутствие формального образования в колледже или на литературных курсах, Брэдбери отличался широким кругозором и глубокими знаниями. Он самостоятельно изучал произведения классической литературы, увлекался детективной литературой и научной фантастикой. Главным двигателем его развития был личный опыт и постоянные упражнения в совершенствовании собственного стиля. Свой творческий путь начал с написания стихов, а затем стал тем самым «Мэтром фантастики».

В возрасте 12 лет Брэдбери придумал продолжение «Великого воина Марса» Эдгара Берроуза, так как не имел возможности купить второй том и решил самостоятельно развить сюжет. К двадцати годам он был абсолютно уверен в своем литературном призвании.

Первым опубликованным произведением Брэдбери стало стихотворение «Памяти Вилла Роджера», которое появилось на страницах газеты в Уокигане в 1936 году.

Долгие годы он зарабатывал на жизнь продажей газет, и лишь спустя время его собственные книги стали приносить ему миллионные гонорары.

Финансовый успех пришел к Рэю после публикации романа «Марсианские хроники» – произведения, которое автор считал одним из самых значимых в своем творчестве.

Мировую славу Брэдбери принес роман «451 градус по Фаренгейту», опубликованный в журнале Playboy в 1953 году. Это произведение считается одним из самых выдающихся в библиографии писателя. В романе рассказывается об антиутопическом обществе будущего, в котором книги объявлены вне закона как источник знаний и идей, представляющих угрозу для существующего режима. Брэдбери создал картину мира, где люди утратили интерес к чтению и образованию, погрузившись в мир развлечений и пассивного потребления.

Впоследствии одно за другим выходили в свет такие известные произведения, как «Все лето в один день» (1954), «Вино из одуванчиков» (1957), «Дракон» (1959), «Надвигается беда» (1962), «Канун всех святых» (1972), «Воспоминание убийства» (сборник, 1984), «Смерть - дело одинокое» (1985), «Кладбище для безумцев» (1990), «Из праха восставшие» (2001), «Пес в красной бандане» (2010).

В романе «Вино из одуванчиков» автор повествует о летних приключениях братьев Тома и Дугласа. Брэдбери искусно передает всю гамму летних ощущений через описание природы и яркие образы персонажей. События, происходящие с Дугласом и его друзьями, заставляют читателя задуматься о быстротечности жизни, важности сохранения воспоминаний и необходимости ценить каждое мгновение.

В 1960 году был издан сборник рассказов под названием «Лекарство от меланхолии», в который вошли произведения, написанные в период с 1948 по 1959 годы («Дракон», «Время уходить», «Первая ночь великого поста», «Погожий день», «Чудесный костюм цвета сливочного мороженного», «Пришло время дождей»). Этот сборник отличается психологической глубиной и исследует различные аспекты человеческой натуры.

За свою жизнь Рэй Брэдбери создал более 800 произведений, включая сотни рассказов, десятки романов, шесть повестей, сценарии для кино и театра, а также многочисленные статьи, эссе, стихи и юмористические заметки.

Писатель поднимал тему смерти, представляя ее как неотъемлемую часть жизни, и призывал читателей наслаждаться каждым мгновением.

Главным достижением Брэдбери стало то, что он сумел привлечь внимание широкой аудитории к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него оставались на задворках современной культуры.

В течение своей карьеры Брэдбери был удостоен множества наград и почетных званий. Он пять раз номинировался на премию «Хьюго», а также его именем назван кратер на Марсе. Его произведения послужили основой для множества экранизаций, театральных постановок и музыкальных произведений.

Рэй Брэдбери был выдающимся писателем, обладавшим богатым воображением и неповторимым стилем. Лейтмотивом его творчества был безграничный оптимизм и вера в силу искусства. Он искренне верил, что писатель способен изменить мир, вдохновлять людей и привносить новые идеи в реальность.

Литература, представленная на выставке:

1.Брэдбери, Рэй. Марсианские хроники = TheMartian Chronicles. На англ. яз.- Москва: Эксмо, 2021.-512с.

2.Брэдбери, Рэй. Вино из одуванчиков = Dandelionwine. Роман. На англ. яз.- Москва: Эксмо, 2020.-592с.

3.Брэдбери Р. 451 по Фаренгейту. Роман. Рассказы. На англ. яз. – Москва: Радуга, 1983.- 384с.

4.Брэдбери, Р. Короткие рассказы (ShortStories) .- Москва: Айрис-пресс, 2018. – 128с.

5.Томахин Г. Д. США. Лингвострановедческий словарь. - Москва: Рус. яз., 1999.-576с.

6.Брэдбери, Рэй. Лето, прощай. – Москва: Эксмо, 2021.-224с.

7.Брэдбери, Рэй. Золотые яблоки Солнца. – Москва: Эксмо, 2022. -288с.

Отдел иностранной литературы

Литературный календарь на август 2025 года

С 22 августа 2025 года в отделе обслуживания универсального читального зала представлен литературный календарь на август 2025 года.

23 августа – 145 лет со дня рождения русского писателя прозаика и поэта, представителя неоромантизма

Александра Степановича Грина (1880-1932)

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия - Гриневский) родился 23 августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. Его отец был польским ссыльным. Мать – русская Детство писателя прошло в бедности, он рано потерял мать, а отношения с отцом были сложными.

Первый литературный опыт относятся к началу XX века. В1906 году вышел его рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», а позже – «Шапка-невидимка» и другие произведения.

Главной особенностью творчества Грина стала романтическая, вымышленная страна – «Гринландия». В ней действует необычные герои, движимые мечтами, любовью, стремлением к свободе. Мир Грина – это соединение фантазии и реальности, символ надежды и веры в лучшее.

Наибольшую известность писателю принес романтический рассказ «Алые паруса» (1923), ставшим символом мечты и веры в чудо. Умер Александр Грин 8 июля 1932 в возрасте 51 года.

Творчество Грина оказало огромное влияние на русскую литературу XX века. Его произведения пронизаны романтизмом, гуманизмом и верой в силу человеческой мечты.

Литература, представленная на выставке:

1. Грин А.С. Бегущая по волнам: Роман. Рассказы / А. С. Грин. - Л.: Художественная литература, 1980. - 384с.

2. Грин А. С. Золотая цепь. Дорого никуда: Романы / А. С. Грин. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. - 304с.

3. Грин А. С. Блистающий мир / А. С. Грин. – Архангельск: Северо-Западное издательство, 1989. - 380 с.

4.Грин А.С. Алые паруса / А. С. Грин. – Москва: Эксмо, 2021. - 288с.

5. Грин А. С. Продавец счастья / А. С. Грин. – Москва: Эксмо, 2018.- 448с.

28 августа – 100 лет со дня рождения советского писателя, сценариста и переводчика

Аркадия Натановича Стругацкого (1925-1981)

Аркадий Натанович Стругацкий – советский писатель – фантаст, старший из знаменитого дуэта братьев Стругацких. Родился 28 августа 1925 года в Батуми. Его отец был искусствоведом, мать – учительницей. Детство Аркадия прошло в Ленинграде.

В годы Великой Отечественной войны семья пережила блокаду Ленинграда. В 1942 году Аркадий был эвакуирован, затем поступил в Артиллерийское училище, окончил его в 1949 году и служил военным переводчиком. Изучив английский и японский языки.

С конца 1950-х годов началось его сотрудничество с младшим братом Борисом Стругацким. Вместе они создали уникальный творческий тандем, ставший культовым в советской и мировой фантастике.

Аркадий Натанович ушел из жизни 12 октября 1991 года. Его имя навсегда связано с братом Борисом, с которым они создали богатое литературное наследие, оказавшее влияние на русскую и мировую фантастику.

Литература, представленная на выставке:

1. Стругацкий А. Н. Пикник на обочине / А. Н. Стругацкий. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 256с.

2. Стругацкий А. Н. Понедельник начинается в субботу / А. Н. Стругацкий. – Москва: Издательство АСТ, 2024.- 320с.

3. Стругацкий А. Н. Улитка на склоне столетия / А. Н. Стругацкий. - Москва: Издательство АСТ, 2022. - 416с.

4. Стругацкие А. Н. Трудно быть богом / А. Н. Стругацкий. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 224с.

5. Стругацкий А. Н. Обитаемый остров / А. Н. Стругацкий. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 416с.

Отдел обслуживания универсального читального зала

Культурные выходные: «Секреты народной медицины»

В рамках программы культурных выходных 24 августа 2025 года, несколько отделов Национальной библиотеки Республики Дагестан имени Расула Гамзатова представили вниманию посетителей тематическую выставку под названием «Секреты народной медицины».

В экспозиции были представлены книги из фонда отдела краеведческой и национальной литературы, акцентирующие внимание на лекарственных растениях, произрастающих в Дагестане. В этих изданиях подробно описываются методы сбора, подготовки и хранения лекарственного сырья, а также способы приготовления различных лекарственных форм, таких как настои, отвары, экстракты и соки. Книги обобщают современный научно-практический опыт использования лекарственных растений в медицинской практике. Для тех, кто занимается сбором лекарственных трав, представлен календарь сбора лекарственных растений. В книгах классификация лекарственных сборов представлена по фармакотерапевтическому принципу, а также даны инструкции по приготовлению лекарственных форм из растительного сырья. Подчеркивается роль пищевых растений в профилактике и терапии ряда заболеваний, а также правила сушки и хранения лекарственного сырья. В рецептуру лечебных сборов включены растения, официально одобренные для использования в медицинской практике.

Сотрудники отдела сельскохозяйственной и технической литературы также представили издания, освещающие лекарственные растения не только России, но и всего мира. Например, книга «Народная магия и исцеление» за авторством Фез Инкрайт рассказывает о целебных свойствах растений и их положительном влиянии. Каждый раздел дополнен древними мифами, легендами, цитатами из мировой литературы, оригинальными иллюстрациями и рекомендациями по применению в лечебных целях. В книге Немичева Н. В. «Лекарственные растения» представлены растения, которые можно успешно культивировать в саду и огороде. Описаны их биологические особенности, даны рекомендации по размножению, технике сбора, сушке и хранении, а также от каких заболеваний и каким образом их можно использовать.

Отдел текущих периодических изданий и новых поступлений предложил вниманию посетителей журналы и газеты, которые уделяют внимание народной медицине. Такие издания, как «Физкультура и спорт», «Вестник ЗОЖ», «Красота и Здоровье», «Здоровье», «Живица», «Мистер мускул», «MensHealth», стали своеобразным связующим звеном между опытом прошлых поколений и современным читателем, предоставляя проверенные временем рецепты и советы по поддержанию здоровья. В прошлом, когда доступ к профессиональной медицинской помощи был затруднен, периодические издания играли важную роль в распространении информации о народных средствах. Регулярно публиковались статьи о целебных травах, рецепты приготовления настоек и отваров, советы по борьбе с различными заболеваниями, отвечая на потребности широкой аудитории. Современные издания, сохраняя традиции, также уделяют внимание народной медицине. Однако подход стал более обдуманным и научно обоснованным. Журналисты сотрудничают с фитотерапевтами и врачами, чтобы предоставлять читателям достоверную информацию о пользе и потенциальных рисках народных методов лечения. В рубриках, посвященных народной медицине, можно найти советы по профилактике заболеваний, укреплению иммунной системы, лечению простудных заболеваний и гриппа, улучшению пищеварения и снятию стресса. Рецепты сопровождаются подробным описанием ингредиентов и способа приготовления, а также указанием возможных противопоказаний.

Культурные выходные: «Триколор моей России»

В рамках программы культурных выходных 23 августа 2025 года, несколько отделов Национальной библиотеки Республики Дагестан имени Расула Гамзатова представили вниманию посетителей книжную экспозицию под названием «Триколор моей России».
Белый, синий, красный - эта триада цветов мгновенно идентифицируется любым жителем России. Однако за внешней простотой этого сочетания кроется многовековая история, полная неожиданных поворотов, символических значений и драматических событий.
От бортов первых русских кораблей до современных флагштоков в сердце больших городов – триколор успел побыть и олицетворением государственности, и знаком свободы, и предметом национальной гордости.
В российской истории существуют символы, выдержавшие испытание временем, политические трансформации и смену поколений, сохранив при этом свою актуальность. Российский триколор является одним из таких. Его цвета можно было увидеть как на парусах первых судов Петра I, так и на площадях современной страны во время масштабных празднований.
За бело-сине-красным полотном скрывается богатая история, наполненная борьбой, переменами и чувством национальной гордости. Все это и многое другое смогли увидеть жители и гости Махачкалы на выставке, которая представляла собой показ книг из фондов Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Р. Гамзатова.
На выставке представлена литература, позволяющая проследить историю возникновения и эволюции государственных символов России, а также осознать их значение для страны.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года «О государственном флаге Российской Федерации» можно найти в богато иллюстрированном издании под названием «Символика России».
В книге «История российского флага» доктора исторических наук Александра Дегтярева, представленной на выставке, рассматриваются мифы, исторические данные и дискуссии, касающиеся создания российского флага.
Пособия «Герб, флаг и гимн России» и «Государственное устройство России» призваны помочь преподавателям образовательных учреждений в ознакомлении учащихся с государственной символикой Отечества.
В своей книге «Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета» Соболева Н. А. в главе «Российские флаги в дискурсе истории» проводит анализ развития государственного флага России.
Особое внимание читателей, безусловно, привлечет статья из электронного архива Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина под заголовком «От «Великого государя знамен» до наших дней».
Государственные символы России отражают мощь и величие страны, её богатую историю и подвиги народа. Неслучайно художники на протяжении веков используют государственную символику в своих произведениях, чтобы передать значимость момента, происходящие события, личность, обозначить принадлежность к определенному государству. Эти произведения отличаются глубоким патриотизмом.
Рассмотрим некоторые примеры:
Илья Репин, «Бурлаки на Волге», 1873 год.
Мачту баржи, которую тянут бурлаки, венчает… перевернутый российский триколор. Искусствоведы предлагают две трактовки этого факта. Согласно первой, художник допустил оплошность по невнимательности. Вторая же предполагает, что Репин, впечатленный тяжелой долей бурлаков, перевернул флаг, чтобы подчеркнуть их бедственное положение. В морском деле перевернутый триколор, совпадающий по цветам с флагом торгового флота, является сигналом бедствия.
Евгений Лансере, «Петербург начала XVIII века», 1906 год.
На графическом листе «Петербург начала XVIII века» изображены Васильевский остров и здание Двенадцати коллегий, спроектированное архитектором Трезини. Будущая столица находится в процессе строительства, правая часть побережья почти не застроена. На гребном судне военные моряки подняли флаг.
На полотнах Боголюбова и Айвазовского российский триколор развевается над просторами морской глади, символизируя мощь и величие российского флота, его неразрывную связь с морскими просторами. Художники, вдохновленные красотой и силой морской стихии, запечатлели триколор как неотъемлемую часть морских пейзажей, подчеркивая национальную гордость и принадлежность к великой морской державе.
Экспозиция позволила по-новому взглянуть на знакомые символы, ощутить их глубокий смысл и осознать свою связь с историей и культурой России и увидеть за простыми цветами флага великую историю страны, ее достижения и победы, а также задуматься о будущем России и своей роли в нем. Выставка представила триколор не просто как государственный символ, а как живое полотно истории, отражающее судьбу страны и народа. 

«Романтик сурового времени»

С 22 августа 2025 года в отделе абонемент представлена книжная выставка, посвященная 145-летию со дня рождения Александра Степановича Гриневского, известного читателям под псевдонимом Александр Грин.

Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики произведений, он начал печататься в 1906 году и всего опубликовал около 400 произведений.

Александр Степанович Грин - писатель, чье творчество стало воплощением романтизма и мечты даже в самые тяжелые времена. Его произведения вдохновляют читателей своей глубиной, искренностью и верой в лучшее будущее. Книжная выставка, посвященная юбилею писателя, позволяет погрузиться в мир Гриневских героев и ощутить атмосферу его произведений.

Выставка представляет собой уникальную возможность познакомиться с творчеством автора. Посетители смогут увидеть, как развивалось творчество Грина от первых рассказов до знаменитых романов, таких как «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и «Золотая цепь».

Грин писал о мечтах, любви и приключениях, создавая яркие образы и захватывающие сюжеты. Его герои стремятся к свободе, справедливости и счастью, несмотря на трудности и препятствия. Произведения Грина отличаются глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, предназначении человека и ценности истинных чувств.

Творчество Грина оказало значительное влияние на литературу XX века. Его романы и рассказы стали классикой русской литературы и переведены на многие языки мира. Они продолжают вдохновлять писателей, художников и кинематографистов, оставляя глубокий след в культуре и искусстве.

Книжная выставка «Романтик сурового времени» — это возможность прикоснуться к миру великого писателя и почувствовать вдохновение, которое он дарит своим читателям. Она приглашает всех желающих насладиться красотой слова и окунуться в атмосферу романтики и приключений.

Литература, представленная на выставке:

  1. Воспоминания об Александре Грине : автобиограф. повесть: воспоминания вокруг Александра Грина / состав., предисл., примеч. В. Сандлера. - Ленинград: Лениздат, 1972. - 606 с.
  2. Грин, А. Алые паруса; Бегущая по волнам. / А. Грин. - Кишинев: Лит.артистикэ, 1978. - 284 с.
  3. Грин, А. Продавец счастья : рассказы и повести / Александр Грин. - Москва: Т8 RUGRAM, 2018. - 448 с.
  4. Грин, А. С. Бегущая по волнам : роман и рассказы / А. С. Грин. - Калининград: Калининградское книжное издательство, 1984. - 288 с.
  5. Грин, А. С. Избранное / А. С. Грин. - Москва: Правда, 1987. - 592 с.
  6. Избранные композиции / А. Грин и др.; сост. Р. М. Кофман. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 368 с.
  7. Субботин, Василий Ефимович. Жизнь поэта / В. Е. Субботин. - Москва: Современник, 1977. - 303 с.

Отдел абонемент