«Портретист эпохи классицизма»

С 29 августа 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 245-летию французского художника Жана Огюста Энгра.

Жан Огюст Доминик Энгр - признанный мастер живописи и блистательный рисовальщик, он занимает одно из самых значительных мест в истории французского искусства. Первые творческие шаги Энгра совпали с расцветом классицизма начала столетия, а последние произведения созданы в годы, когда зарождалась живопись импрессионистов. Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в городе, где теперь устроен посвященный ему музей, - основное хранилище графического наследия художника. Он мечтает о Париже, мечтает стать учеником прославленного Давида, который вновь открыл свое ателье. Они работали в рамках одного направления, но на совершенно разных этапах его развития обнаруживалось резкое расхождение. Отказавшись от строгой нормативности и рационализма давидовской школы, Энгр обращается к поискам собственных, только ему присущих средств художественной выразительности. В 1801 году Энгр с успехом участвовал в конкурсе на получение Большой римской премии. Представленная им картина «Послы Агамемнона у Ахилла» строго и последовательно воплощала основы господствовавшей классической доктрины. С самого начала он создает подлинные шедевры. Прежде всего- это его знаменитый «Автопортрет в возрасте двадцати четырех лет», в котором уже полностью выразилась основная концепция портретного искусства Энгра. Меньше порыва и больше документальной точности, и детализации в исполненном им в 1804г. для города Льежа «Портрете Наполеона Бонапарта, Первого консула». 1805 г. ознаменован скромным, но проникновенным по своей интеллектуальной характеристике «Портретом гравера Демаре» и тремя заказными портретами Филибера Ривьера, его жены и их пятнадцатилетней дочери. Широкая панорама Рима послужила Энгру фоном для одного из его лучших произведений «Портрета художника Франсуа Мариуса Гране». Другой шедевр этого же года - «Портрет мадам Девосе»- замечателен своей ясной классической гармоничностью. Одновременно с этими портретами в творчестве художника появляется излюбленная тема «ню» - изображение обнаженного женского тела. Самым ранним считается «Купальщица». Она изображена со спины, с повернутой к зрителю головой и чуть и чуть испуганным взглядом. Нарушение строгих рационалистических норм господствовавшего классицизма Энгр продолжает и в большом полотне «Фетида, умоляющая Юпитера». Продуктивность творчества Энгра в этот период была необычайно велика и проявлялась во всех жанрах, в которых он работал. Помимо «Юпитера и Фетиды», он пишет «Ромула, победителя Акрона», «Сон Оссиана» и немного позже - «Вергилия, читающего «Энеиду» Августу и Ливии». Из целой серии мужских образов в качестве примера можно привести «Портрет Кордье». Среди женских живописных портретов наиболее выдающийся - «Мадам де Сенонн». В этой картине у Энгра, условно говоря, доминирует принцип «натюрмортности». Шелк, бархат, тончайшие кружева, ювелирные украшения - им художник уделяет не меньшее внимание, чем моделировке прелестного по очертаниям лица. В 1820 году Энгр переезжает во Флоренцию. Здесь Энгр работает над картинами «Въезд Карла V в Париж», «Христос и апостол Петр», и, наконец, над одним из капитальных своих произведений «Обет Людовика ХIII». Следующей этапной работой мастера является аллегорическая композиция «Апофеоз Гомера». Она была завершена им в 1827 году и написана как огромная станковая картина. Девятый десяток жизни он начинает окончанием работы над произведением, в котором подводит итог, если не основным, то очень существенным для него художественным исканиям. Это так называемая «Турецкая баня»- интерьер, заполненный обнаженными женщинами. Манера Энгра была слишком индивидуальной, чтобы быть непосредственно усвоенной кем-то другим.

Будучи, человеком исключительно зрительного восприятия, он любил находить в реальности ту гармонию форм, которую носил в себе. Значительная часть работ Энгра входит в золотой фонд французского искусства: портреты, рисунки, «ню» до сих пор вызывают эстетическое наслаждение, а высокое мастерство, свойственное всем его произведениям, является прекрасной школой для художников всех времен.

Литература, представленная на выставке:

1. Березина, Валентина Николаевна. Энгр: Портрет Н. Д. Гурьева / В. Н. Березина. - Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. - 12 с.: ил.

2. Березина, Валентина Николаевна. Жан Огюст Доминик Энгр / В. Березина. - Москва: Изобразительное искусство, 1977. - 230 с.: ил.

3. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. / редактор А. П. Чеботарева. - Москва: АСТ; Санкт - Петербург: Полигон, 2007. - 239 с.: ил.

4.Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись, скульптура, архитектура: Современная версия / П. П. Гнедич - Москва: ЭКСМО, 2007. - 848 с.: ил.

5. Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - Москва: АСТ-ПРЕСС , 2000. - 623 с.: ил.

6. Европейская живопись XIII-XX вв. : энциклопедический словарь / редактор В. В. Ванслов . - Москва: Искусство, 1999. - 527 с.: ил.

7. Энгр об искусстве / составитель, автор предисловия А. Н. Избергина . - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. - 170с.

8.Энгр / автор альбома В. Н. Березина. - Ленинград: Советский художник, 1967. - 88 с.: ил.

9. Энгр / автор текста В. И. Раздольская. - Москва: Белый город, 2006. - 47 с.: цв. 

Отдел литературы по искусству