С 3 декабря 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 110-летию со дня рождения российского композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Георгий Свиридов - выдающийся композитор нашей эпохи, внесший громадный вклад в советское и мировое искусство, достойный наследник и продолжатель великих традиций русской национальной музыки. Человек удивляющей цельности, многогранности, глубины; композитор, создавший свой мир в современной музыке - мир великого вдохновения и столь же великого совершенства. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, как речь трибуна, сердечная, как слово друга, занимает особое, приметное место в русском искусстве советской эпохи. Принадлежность Свиридова к русской культуре очевидна и для ее доказательства не требуется громоздких рассуждений. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», - скажет каждый, кто только вступит в мир свиридовской музыки.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в небольшом городке Фатеже близ Курска. Интерес Свиридова к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано курской музыкальной школы (1929-1932), первым педагогом Свиридова была В. В. Уфимцева. В 1936 году, будучи уже членом Союза композиторов, поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс П. Б. Рязанова. За три месяца пребывания в классе Рязанова Свиридов успел написать Концерт для фортепиано с оркестром. С 1937 года до окончания консерватории (1941) Свиридов - в классе Д. Д. Шостаковича. В студенческие годы Свиридов испытывал сильное влияние Шостаковича. Это влияние ощущается в произведениях Свиридова военных и первых послевоенных лет (фортепианное трио, отмеченное Государственной премией СССР 1-й степени в 1946 году. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Одно за другим появлялись новые сочинения. Это были романсы и песни на слова Лермонтова, Блока, Беранже и других поэтов.
Новый этап творчества Свиридова отмечен появлением вокальной поэмы «Страна отцов» для тенора и баса с фортепиано на стихи армянского поэта Аветика Исаакяна и вокального цикла на слова Роберта Бернса (9 песен для баса и фортепиано).
В числе крупнейших свершений Свиридова последующих лет, по праву считающихся классикой советского искусства, его вокально-симфонические фрески «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра; «Патетическая оратория» на слова Вл. Маяковского для баса, хора и оркестра, кантата « Курские песни» на народные слова, вокальный цикл «Петербургские песни» на слова А. Блока для сопрано, баритона, баса и фортепиано, скрипки и виолончели; многочисленные романсы и песни на слова А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Блока, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Твардовского, А. Прокофьева и других; хоры из музыки к драме А. К. Толстого « Царь Федор Иоаннович»; концерт для хора « Пушкинский венок»; симфонические сюиты « Время, вперед!» и «Метель»; «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, «Деревянная Русь» на слова С. Есенина, «Снег идет» на слова Б. Пастернака, «Ночные облака» на слова А. Блока и другие сочинения.
Главный образ творчества Свиридова - вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, образ человека с его богатым духовным миром. Продолжая и развивая лучшие традиции русской музыки, Свиридов стал основоположником новой, собственной традиции, которая уже сейчас находит продолжение в творчестве ряда молодых советских композиторов, обогащая наше российское искусство. Эта свиридовская традиция присоединилась к ранее существовавшим, не оспаривая и не подрывая, а, напротив, подкрепляя и усиливая их. Она влилась чистым, свежим потоком в широкое русло, проложенное многовековым движением русской музыки, и сделала эту могучую реку еще глубже, полноводнее, величественнее.
Литература, представленная на выставке:
1. Живов, Владимир Леонидович. "Патетическая оратория" Г. Свиридова / В. Л. Живов. - Москва: Советский композитор, 1973. - 69 с.
2. Книга о Свиридове: размышления, высказывания, статьи, заметки / составитель Золотов А. А; редактор Т. Н. Голланд. - Москва: 1983. - 260 с.
3. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сборник биографической информации / составитель А. Белоненко. - Москва: Советский композитор, 1990. - 221 с.
4. Полякова, Людмила Викторовна. Вокальные циклы Г. В. Свиридова / Л. В. Полякова. - Москва: Советский композитор, 1961. - 72 с.
5. Полякова, Л. Вокальные циклы Г. Свиридова / Л. Полякова. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Советский композитор, 1971. - 99 с.
6. Полякова, Людмила Викторовна. Курские песни Г. Свиридова: монография / Л.В Полякова. - Москва: Советский композитор, 1970. - 67 с.
7. Свиридов Г.: сборник статей и исследований / составитель Р. С. Леденев. - Москва: Музыка, 1979. - 462 с.: ил.
8. Свиридов Г.: сборник статей / составитель Д. В. Фришман. - Москва: Музыка, 1971. - 424 с.
9. Сохор, Арнольд Наумович. Георгий Васильевич Свиридов: биография отдельного лица / А. Сохор. - Москва: Знание, 1960. - 157 с.
10. Сохор, Арнольд Наумович. Георгий Свиридов / А. Н. Сохор; редактор А. Курцман. - 2-е издание, дополненное. - Москва: Советский композитор, 1972. - 320 с.
11. Сохор, Арнольд Наумович. Георгий Васильевич Свиридов: критико-биографический очерк / А. Н. Сохор. - Ленинград: Музгиз, 1956. - 157 с.
12. Сохор, Арнольд Наумович. Георгий Свиридов / А. Н. Сохор. - Москва: Музыка, 1964. - 272с.: ил.
13. Фришман, Дмитрий Владимирович. "Петербургские песни" Георгия Свиридова / Д. Фришман. - Москва: Советский композитор, 1973. - 81 с.
14. Элик, Майя Авраамовна. "Поэма памяти Сергея Есенина" Георгия Свиридова / М. Элик. - Москва: Советский композитор, 1971. - 59 с.
Отдел литературы по искусству