«Техники изобразительного искусства»

С 20 сентября 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Техники изобразительного искусства».

Живопись является основным видом изобразительного искусства, представляющая собой художественное изображение мира с помощью красок на поверхности.

Любому начинающему художнику необходимо обладать минимальными теоретическими знаниями о технике и композиции рисунка, последовательности работы над ним, особенностях изображения предметов и передачи пространства.

Для рисования существует множество материалов – уголь, карандаш, мел, пастельные мелки, фломастеры, тушь и т.д. Однако для нанесения линий и штрихов требуется еще и основа, на которой можно рисовать. Наиболее распространенной основой является бумага. Другими основами могут быть -  загрунтованный холст для масляной живописи, специальная бумага, предназначенная для работы акварельными красками или гуашью, бумага или картон для работы акриловыми красками.

Традиционная и самая известная техника написания картин - масло на холсте. Для работы применяют художественные масляные краски - пигменты, замешанные на льняном масле. Техника масляной живописи позволяет писать картину послойно, использовать прием лессировки в виде полупрозрачных мазков. Для работы маслом художники используют холст, картон, холст на картоне, оргалит, стекло, дерево и другие материалы.

Темпера, одна из старейших техник живописи, исторически использовалась для создания фресок и росписей, написания икон. Такая краска была долговечной и быстросохнущей. Современные темперные краски бывают масляными, восковыми и акриловыми. Работать темперой можно по любой основе, включая стекло и бетон.

Акварель на бумаге – популярная и любимая многими техника создания светлых, воздушных изображений. Краски наносятся на сухую или мокрую акварельную бумагу, также можно использовать картон или ткань. При кажущейся простоте работа акварелью требует серьезных навыков.

Гуашь - водорастворимая краска, густая и непрозрачная по сравнению с акварелью. Художники часто используют гуашь вместе с акварелью, смешивая две эти техники. Гуашью создают книжные иллюстрации, эскизы и этюды и плакаты.

В технике пастели, автор работает пастельными мелками. И в зависимости от приемов создания картины, пастель можно отнести как к графике, так и к живописи.

Сепия, сангина – это материалы в виде мелков или мягких карандашей для графических изображений, сходные по своим свойствам с углем и пастелью.  Для работы используют плотную шероховатую бумагу, картон или холст.

За всю историю живописи техник рисования появилось очень много, а с появлением новых технологий и материалов для творчества, их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Появляются пограничные техники, смешанные техники живописи, изменяются традиционные особенности работы с краской в угоду времени.

Скетчинг - эскиз без деталей. Нужен, чтобы запечатлеть обстановку, продемонстрировать идею или сделать набросок продукта. Для него используют ручку, карандаш, уголь, пастель, маркеры.

«Манга» - это комиксы, нарисованные в японском стиле и, как правило, издаваемые в Японии. Для выполнения рисунка используется основной инструмент – простой карандаш, а для наведения контуров при рисовании манги часто используется тушь.

Аниме - своеобразные портреты людей, которые появились в японских мультфильмах. Особое внимание уделяют цвету глаз, волос и одежды героя. Большое значение придают глазам: их цвет, форма и степень открытости говорят о характере и возрасте героя.

Тяга к новаторству, смелость и доля эксперимента в современной живописи, позволяют художнику создавать удивительные и необычные произведения и реализовать собственную идею максимально точно, и понятно для современного зрителя.

Литература, представленная на выставке:

1.Все о технике: рисунок / перевод текста А. И. Ильфа. - Москва: АРТ - РОДНИК, 2000. - 144 с.: цв. ил.

2.Гарни, Джеймс. Цвет и свет: пособие по рисованию для начинающих и профессионалов / Джеймс Гарни; перевод с английского И. Ю. Наумовой. - Москва: ЭКСМО, 2022. - 224 с.: цв. ил.

3.Масляная пастель: шаг за шагом / ответственный редактор Т. Зоммер. - Москва: АСТ-Астрель, 2006. - 135 с.: цв.ил.

4.Ольмедо, Сальвадор Гонсалес. Как писать пастелью / С. Г. Ольмедо; перевод с испанского Н. Н. Мультатули. - Москва: Арт-Родник, 2001. - 125 с.: цв.ил.

5. Паррамон, Х. М. Как писать маслом / Х. М. Паррамон; перевод с английского В. Ю. Траскина. - Москва: АРТ-Родник, 2001. - 111 с.: ил.

6. Паррамон, Х. М. Как рисовать цветными карандашами /Х. М. Паррамон; перевод Ж. К. Борисова, редактор Т. И. Хлебнова. - Москва: АРТ-Родник, 2001. - 109 с.: ил.

7. Паррамон, Х. М. Как писать акварелью / Х.М. Паррамон, Г. Фрескет. - Москва: АРТ-Родник, 2001. - 110 с.: цв.ил.

8.Пауэлл, Марк. Рисуем мангу: альбом для скетчинга: учебное пособие / Марк Пауэлл, Дэвид Нил; перевод с английского Л. Степановой. - Москва: ОГИЗ, 2021. - 110, [2] с.: ил.

9. Ричардс, Джеймс. Уличный скетчинг. Как использовать наброски от руки в профессиональном дизайне / Джеймс Ричардс; перевод с английского М. А. Бабук. - Минск: Попурри, 2019. - 264 с.: цв. ил.

10. Техники изобразительного искусства / перевод с испанского Н. Врублевской; под общей редакцией О. Максимова. - Москва: АСТ, 2005. - 395 с.: ил.

11. Учимся рисовать гуашью как великие / автор-составитель М. В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2011. - 127, [1] с.: ил.

Отдел литературы по искусству