С 23 февраля 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 145-летию со дня рождения русского художника Казимира Севериновича Малевича.
Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Казимир Северинович Малевич – легендарный живописец родился в Киеве 23 февраля 1879 года.
Свою первую картину молодой художник написал в возрасте шестнадцати лет, которая называлась «Лунная ночь». На полотне была изображена одинокая лодка, залитая белым лунным светом.
В самом начале художественной биографии Казимир Малевич пытался отыскать собственный стиль. Сначала живописец пробовал подражать стилистике других направлений. Первоначально его интересовала иконопись, именно в этом жанре он будет создавать свои первые произведения. Следующий эксперимент в творческой биографии художника относился к жанру авангард. Но и тут молодой художник не был удовлетворен результатами своей работы. Затем будущий мастер кисти взял за основу тему, которая интересовала его с детства – крестьянство. Казимир Малевич писал крестьянский быт, старался передать красоту жизни обычных городских рабочих. Крестьянству посвящен целый цикл работ Казимира, которые можно разделить на несколько периодов. Самый первый период – жизнь крестьян в деревне. К нему относятся полотна «Косарь», «Жница» и другие. Силуэты крестьян искажены, линии очень четкие, но простые. Свои следующие работы художник пишет в модном в то время жанре кубофутуризм. Второй период «крестьянского» творчества живописца можно назвать «трудовым». Сам художник утверждал, что он решил создать серию картин, на которых бы изображались крестьяне за работой. Затем следует период – «пригородный», где Малевич изображал дачников и представителей рабочих профессий.
Спустя несколько лет живописца принимают в ряды петербургского объединения молодых людей, интересующихся авангардизмом. Организация носила название «Союз молодежи». В то время у Малевича почти не было денег, но живописец придумал выход – вместо холщового полотна он использовал мебель, Казимир Малевич нашел интересное применение обычной этажерке. На полках он нарисовал сразу три картины. В «мебельных» шедеврах мастера «Станция без остановки», а также «Туалетная шкатулка» прослеживаются идеи кубофутуризма. Еще одна «мебельная» картина («Корова и скрипка») становится символом протеста против традиционного искусства.
В 1915 году состоялась выставка под названием «Трамвай В». Это событие стало ключевым в жизни художника, где было выставлено сразу 16 полотен. Большая часть картин Малевича была создана в кубофутуристических традициях. Однако в одной из картин, в «Композиции с Моной Лизой», уже прослеживались особенности нового жанра.
Слово и дело в творчестве Малевича, провозгласившего себя новым реалистом, постепенно связалось в неразрывное целое – и в этом проявилось родовое свойство авангардного мышления как такового, где пластические эксперименты и тексты были неразъединимы, одно продолжало другое.
Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме. Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году, который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в котором доходчиво обосновывал свое новшество.
Иная жизнь открылась перед Малевичем после переезда в ноябре 1919 года в Витебск. Еще во время создания последних статей для газеты «Анархия» геометрическая беспредметность достигла белой стадии – появились полотна «белое на белом»; отныне супрематизм делился своим создателем на три периода: черно-белый, цветной, белый. Но и это были лишь три ступени: живопись, пройдя через них, вышла к абсолюту – пустым холстам, которыми завершил художник свою первую персональную выставку в декабре 1919 года.
Традиции супрематизма, которые ввел Малевич, оказали большое влияние на отечественных художников. Продолжатели и последователи творческого пути Казимира вошли в кружок, который основал сам художник. Группа получила название «Супремус».
Созданный Малевичем супрематизм вошёл в историю искусства как одно из важнейших течений мирового авангарда, повлияв не только на живопись, но и на архитектуру, дизайн, сценографию, фотографию и даже рекламу.
Литература, представленная на выставке:
1. Горячева, Татьяна Вадимовна. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа / Татьяна Горячева. - Москва: АСТ, 2020. - 240 с.: ил.
2. Живопись, 1920-1930: альбом / Государственный Русский музей; составители: Л. Н. Вострецова, Н. М. Козырева; автор предисловия М. Ю. Герман; научный редактор В. А. Леняшин. - Москва: Советский художник, 1989. - 280 с.: цв. ил.
3. Малевич, Казимир Северинович. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. / К. Малевич. - Москва: Гилея, 1998. - 370 с.: ил.
4. Малевич, Казимир Северинович. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930: Собрание сочинений в пяти томах. Т.2 / К. С. Малевич. - Москва: Гилея, 1998. - 371 с.: ил.
5. Малевич: художник и теоретик / редактор А. Д. Сарабьянов; художественно-технический редактор Л. В. Коротеева. – Москва: Советский художник, 1990. - 240 с.: цв. ил.
6. Мосин, Иван Иванович. Самые знаменитые шедевры / И. И. Мосин. - Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2021. - 223, [1] с.: ил.
7. Русские художники от А до Я / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва: Слово, 1996. - 216 с.: ил.
8. Сарабьянов, Д. Казимир Малевич / Д. Сарабьянов; составитель А. С. Шатских. - Москва: Искусство, 1993. - 413 с.: цв. ил.
9. Элгер, Дитмар. Абстрактное искусство / Д. Элгер ; редактор У. Гросеник. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2009. - 96 с.: ил.
Отдел литературы по искусству