С 6 мая 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. С первых же дней войны художники, музыканты, скульпторы, писатели встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенное оружие против врага, поднимая боевой дух армии. Художники писали и масштабные батальные сцены, и обычные солдатские будни, и сюжеты из жизни в тылу. Некоторые сами побывали на фронте.
Во время Великой Отечественной войны А. Дейнека работал в информационных «Окнах ТАСС»: рисовал политические плакаты, регулярно ездил к фронтовой полосе, привозя оттуда эскизы и зарисовки. Однако главным толчком к созданию монументального полотна о войне - «Оборона Севастополя», 1942 года, по признанию самого художника, стала фотография из одной фашистской газеты, на которой был запечатлен разрушенный Севастополь. Картина получилась символическим изображением страшных битв, которые непрерывно длились на протяжении 250 дней и ночей. А. Дейнека изобразил один из моментов немецкой атаки. Главные защитники города - молодые матросы. На переднем плане картины изображен один из моряков: его щека рассечена, мышцы напряжены до предела, во взгляде читается одновременно решимость и ненависть к врагу.
Картина П. Кривоногова «Защитники Брестской крепости», 1951 года - является одним из ярчайших примеров искусства батального жанра. На картине изображен самый напряженный момент боя у Тереспольских ворот, когда солдаты, несмотря на свою изнуренность после месяца непрерывных схваток, снова идут в контратаку. Многие защитники уже мертвы, их тела хаотично разбросаны по земле, но солдаты, некоторые из которых уже ранены, все равно наступают. Еще одна яркая деталь — красный флаг на одной из башен. Древко уже надломлено, но флаг все равно развивается, а значит, крепость еще не сдана и надежда есть.
М. Савицкий ушел на фронт девятнадцатилетним. Он оборонял Севастополь все 250 дней, пока город держался. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий.
Картину «Штурм Сапун-горы» художник П. Мальцев написал в 1957. На ней изображено победное наступление советских войск под Севастополем и его освобождение от немецко-фашистских захватчиков. На диораме изображён кульминационный момент штурма Сапун-горы, отображён массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображённые на переднем плане, - реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане - оружие и предметы боевого снаряжения врага.
Выдающийся русский живописец и сценограф А. Лентулов изобразил на своей картине «Оборона Ленинграда», 1942 года матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.
Несмотря на войну, голод и всеобщий ужас, художники продолжали творить и создавали свои, может быть лучшие, самые сильные работы. Эти картины созданные мастерами - наглядная, красочная, живая летопись войны.
Литература, представленная на выставке:
1. Богуславский, Густав Александрович. Вечным сынам Отчизны: памятники Великой Отечественной войны / Г. А. Богуславский. - Москва: Советская Россия, 1975. - 325 с.: ил.
2. Великая Отечественная война: живопись, графика, скульптура / составитель и автор вступительной статьи Г. Г. Серова. - Москва: Изобразительное искусство, 1990. - 109 с.: ил.
3. Город над вольной Невой: блокадная графика А. Э. Блэка = The City over the Unfettered Neva River: drawings from the Siege by A. E. Black / Государственный центральный музей современной истории России; составители: В. П. Панфилова, Е. Н. Сватухина. - Москва: [б. и.], 2016. - 255 с.: ил.
4. Жданова, Мария Владимировна. Великая Отечественная война в прозе и кино / М. В. Жданова. - Москва: Белый город, 2020. - 205 с.: ил.
5. Зайцев, Евгений Владимирович. Художественная летопись Великой Отечественной: графика. Живопись. Скульптура. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство / Е. В. Зайцев. - Москва: Искусство, 1986. - 496 с.: цв. ил.
6. Люди земли Советской: живопись советских художников 1960-1980-х годов / составитель В. А. Леняшин. - Ленинград: Аврора, 1986. - 157 с.: цв. ил.
7. Мамаев курган. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. Волгоград: альбом. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1972. - 48 с.: ил.
8. Мир отстояли - мир сохраним: всероссийская художественная выставка / автор вступительной статьи И. Б. Порто; составитель С. Н. Левандовский. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 207 с.: ил.
9. Никольский, Александр Сергеевич. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет. / А. С. Никольский; составитель О. Н. Смелков. - Ленинград: Искусство, 1984. - 250 с.: ил.
10. Присекин Николай / автор-составитель Н. В. Баркова. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 160 с.: ил.
11. Снитовская, Г. Виктор Корецкий / Г. Снитовская. - Москва: Планета, 1984. - 167 с.: цв.ил.
Отдел литературы по искусству