«Рассказы художника»

В секторе краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута книжная выставка для читателей к 185-летию со дня рождения Василия Григорьевича Перова.

Василий Григорьевич Перов не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Фёдотов, А. Венецианов, И. Репин, чьё творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года.

Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе.

В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присуждённые ему Академией: в 1858 году – большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году – малая золотая медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин», в 1861 году – большая золотая медаль за «Проповедь в селе». Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после этого «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах» были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Фёдотова, не менее его наделённым тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид её тёмные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовства майора».

Во второй половине 1860-х Перов создаёт лучшие жанровые произведения, в которых всё сильнее звучит критика социального общества. В картине «Тройка» художник обращается к теме детского труда. Это наиболее крупное по формату жанровое полотно Перова и одновременно наиболее эмоциональное. Лица детей обращены к зрителю, в них соединились детское обаяние, кротость и страдание. Мрачно нависающие стены монастыря создают настроение безысходной тоски. Название картины заставляет вспомнить Ветхозаветную Троицу, возникает символически обобщённый образ ненормального «вывихнутого» мира, который художник отвергает во всех его проявлениях.

Большой вклад внесла для воспитания молодых художников педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под наблюдением Перова выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время.

Личная жизнь художника складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей.

1874 году Перов узнаёт, что болен чахоткой, которой излечить невозможно. 10 июня 1882 года после тяжёлой мучительной болезни художник скончался.

Литература, представленная на выставке:

1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303с.

2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63с.

3. Государственная Третьяковская галерея / ред. М.М. Розовская. – М.: Советский художник, 1988. – 22с.

4. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341с.

5. Русские художники от А до Я. – М.: Слово, 1996. – 216с.

6. Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480с.

7. Турчин В.С. Портреты русских писателей. – М.: Просвещение, 1971. – 95с.

8. Энциклопедия живописи / Н.А. Борисовская, С.И. Козлова. – М.: АСТ, 1997. – 799с.

9. Яковлев В.Н. О великих русских художниках. – М.: Академия художеств СССР, 1952. – 190с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы