С 7 мая 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 185-летию русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Общественный и культурный подъем русского общества во второй половине XIX века во многом затронул и музыку. Сформировалась национальная школа, развивалась классическая, а ярким явлением музыкального романтизма стал Чайковский. Петр Ильич Чайковский - личность поистине выдающаяся. Он был человеком талантливым, и разносторонним, известен, в первую очередь как композитор, однако имел и множество других успехов - был еще и отличным дирижером, преподавателем, видным общественным и музыкальным деятелем, а также журналистом. Петр Ильич Чайковский известен как один из величайших композиторов не только в России, но и во всем мире. За свои 53 года жизни он написал более 80 музыкальных произведений, в том числе 10 опер и 3 балета. Один из самых исполняемых композиторов во всем мире.
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.
Отец его хорошо играл на флейте, а мама любила петь. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера. Осенью 1862 он стал студентом Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. В 1866 П. И. Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию.
Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Петра Ильича. Главные произведения этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин», четыре симфонии «Зимние грезы», балет «Лебединое озеро», а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 3 струнных квартета, Большая соната для фортепиано, множество фортепианных пьес в том числе знаменитый цикл «Времена года», и романсов для голоса с фортепиано и т.д.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу: пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной помощи Надежды фон Мекк композитор много путешествует. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся. С 1881 по 1888 год им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты. Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений, но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
П.И. Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах. И в настоящее время он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.
Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Литература, представленная на выставке:
1. Автографы П. И. Чайковского в архиве дома-музея в Клину: Справочник. Вып.2 / составитель К. М. Давыдова. - Москва: Музгиз, 1952. - 330 с.: муз. пр.
2. Будяковский, Андрей Евгеньевич. Симфоническая музыка Чайковского / А. Будяковский. - Ленинград: Ленинградская филармония, 1935. - 275 с.: муз. пр., фот.
3. Вайдман, Полина Ефимовна. Творческий архив П. И. Чайковского / П. Е. Вайдман. - Москва: Музыка, 1988. - 175 с.: муз. пр.
4. Дни и годы П. И. Чайковского: Летопись жизни творчества / редактор В. Яковлев; составитель Э. Зайденшнур и др. - Москва; Ленинград: Музгиз, 1940. - 740 с.: фот.
5. Кондрашин, Кирилл Петрович. О дирижерском прочтении симфоний П. И. Чайковского / К. П. Кондрашин. - Москва: Музыка, 1977. - 239 с.: муз. пр.
6. Моисеев, Григорий Анатольевич. Камерные ансамбли П.И.Чайковского / Г.А. Моисеев. - Москва: Музыка, 2009. - 296 с.: ил.
7. Неизвестный Чайковский. Последние годы. - Москва: Эксмо, 2010. - 432 с.: ил. - (Гении и злодеи)
8. Никитин, Борис Семенович. Чайковский. Старое и новое / Б. С. Никитин. - Москва: Знание, 1990. - 208 с.: ил.
9. Орлова, Александра Анатольевна. Петр Ильич Чайковский: Краткий очерк жизни и творчества / А. А. Орлова. - 3-е изд. переработанное - Ленинград: Музгиз, 1985. - 100 с.: фот.
10. Протопопов, Владимир Васильевич. Оперное творчество Чайковского / В. Протопопов, Н. Туманина. - Москва: Академия наук СССР, 1957. - 369 с.: муз. пр., фот.
12. Розанова, Юлия Андреевна. Симфонические принципы балетов Чайковского: Исследование / Ю. А. Розанова. - Москва: Музыка, 1976. - 159 с.: муз. пр.
Отдел литературы по искусству