«Подвиг таланта и труда»

С 4 июля 2025 года в читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка, посвященная 210-летию со дня рождения известного русского художника Павла Андреевича Федотова.

Творчество П. А. Федотова занимает в истории русского искусства одно из центральных мест. Этот удивительный художник-самоучка стал основоположником жанра, до той поры не имевшего широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка, продолжив русское направление реализма и натурализма.

Будущий художник родился 4 июля 1815 года в Москве. В 1826 году Павла приняли в 1-й Московский кадетский корпус, где он провёл следующие семь лет. В 1833 году прапорщик П. Федотов был выпущен из корпуса первым учеником и распределён для дальнейшего прохождения службы в Лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге.

В 1836году он поступил в Академию художеств, на вечерние курсы рисования. Дома практиковался, создавая работы в акварельной технике и графику. Особенно удавались П. Федотову портреты, преимущественно сослуживцев.

В 1844 году художник всё же решил оставить службу и вышел в отставку в чине капитана с правом ношения мундира, чтобы целиком посвятить себя творчеству. Наступил короткий, но яркий «художественный период» в биографии П. Федотова. Начинающий живописец поселился на дальней линии Васильевского острова, где смог найти недорогое жилье. И начал посещать занятия в Академии художеств еще более старательно. Академическая школа много дала П. Федотову. С того времени сохранились только эскизы, карандашные наброски батальных сцен и казарменной жизни.

Работы художника охотно покупали. Но ему явно был тесен жанр батальной живописи.

Баснописец И. Крылов настойчиво рекомендовал художнику попробовать себя в жанровой живописи. Этому совету П. Федотов и последовал, переработав некоторые из своих набросков маслом. Картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста», созданные на протяжении 1847 г.-1848 г. произвели большое впечатление. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы помещиков, столичных мастеровых, ремесленников.

К академической выставке 1848 года было готово уже 3 полотна, в том числе первый вариант картины «Сватовство майора». Второй П. Федотов написал тремя годами позже. Выставка прошла с большим успехом. Художественный совет единогласно утвердил живописца в звании академика.

К П. Федотову пришла заслуженная слава. Способствовало ей и еще одно юношеское увлечение художника – привычка слагать стихи, элегии, басни. К «Сватовству майора» он сочинил несколько четверостиший, получивших название «Рацея». С ним сюжет живописного произведения становился еще более ярким. В 1950 году П. Федотов отправился в Москву, где его и настигла слава. Была организована выставка из уже известных работ. Получив полное одобрение публики и критиков, в Петербург художник возвратился окрыленным. Он решили привнести в свое творчество более светлые мотивы, вместо освещения темных сторон русского быта. Работы того периода наполнены лиризмом и нежностью. Особенно удаются живописцу женские портреты – светлые, легкие.

Самое известное из поздних полотен П. Федотова - «Не в пору гость», созданное в технике масляной живописи, было написано художником в 1850 году. В картине зритель замечает разительный контраст между блеском жизни напоказ, и скудным бытом дворянства в реальной жизни.

Работы 1851-1852 годов уже наполнены горечью и грустью. П. Федотов создает «Вдовушку», полотно с печальным, скорбным сюжетом. Начинает, но не успевает завершить еще две картины – «Анкор, еще анкор!» и «Игроков». Эти работы художника полны сложных аллюзий и скрытого смысла. В них есть и фатализм, и ирония, и трагизм.

Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, П. Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. 

Литература, представленная на выставке:

1.Загянская, Галина Аврамовна. Федотов / Г. А. Загянская. - Москва: Искусство, 1977. - 78 с.: цв.ил.

2.Костин, В. Павел Андреевич Федотов / В. Костин. - Москва: Искусство, 1938. - 61 с.: ил.

3.Кузнецов, Эраст Давыдович. Павел Федотов / Э. Кузнецов. - Ленинградское отделение: Искусство, 1990. - 307 с.: ил.

4.Леонтьева, Г. К. Павел Андреевич Федотов: основные проблемы творчества / Г. К. Леонтьева. - Ленинград; Москва: Искусство, 1962. - 198 с.: ил.

5.Леонтьева, Г. К. Картина П.А. Федотова " Сватовство майора" / Г. К. Леонтьева. - Ленинград: "Художник РСФСР", 1985. - 55 с.: цв.ил.

6.Сарабьянов, Д. В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века / П. А. Сарабьянов. - Москва: Искусство, 1973. - 225 с.

7.Сарабьянов, Дмитрий Владимирович. Федотов Павел Андреевич / Д. В. Сарабьянов. - 2-е издание. - Ленинград: Художник РСФСР, 1990. - 176 с.: цв. ил.

8.Федотов / автор-составитель Э. Д. Кузнецов. - Москва: Изобразительное искусство, 1990. - 64 с.: ил.

9. Федотов Павел Андреевич: к стопятидесятилетию со дня рождения 1815-1965 / составитель Р. В. Власова. - Москва: Советский художник, 1965. - 151с.: ил.

10.Шкловский, Виктор Борисович. Федотов / В. Шкловский. - Москва: Молодая гвардия, 1965. - 205 с.: ил.

11.Шкловский, Виктор Борисович. Повесть о художнике Федотове / В. Б. Шкловский. - Москва: Детская литература, 1960. - 195 с.: ил. 

Отдел литературы по искусству