«Певец русского пейзажа»

С 30 августа 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 165-летию русского художника Исаака Ильича Левитана.

С творчеством наших великих живописцев мы знакомимся, как правило, в раннем детстве. Одним из наиболее узнаваемых среди наших замечательных художников является Исаак Ильич Левитан. Гениальный пейзажист уже с молодых лет определил свое творческое амплуа: русская природа с ее полутонами и оттенками. Художник как никто другой смог выразить ее красоту, которая виделась ему везде: в пасмурном дне, хмурых облаках, тихих перелесках, бесконечных полях и лугах. Художник открыл миру невыразимое очарование российской природы. Красоту, душевность и тихость русской природы передал художник в своих известных работах в «Вечернем звоне», «Тихой обители», «Свежем ветре», «Золотой осени», «Марте», «Над вечным покоем», «У омута» и других.

Учился И.И. Левитан в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у замечательных художников и педагогов А.К. Саврасова, В.Г. Перова, и В.Д. Поленова. К окончанию училища И. Левитан - известный пейзажист, участник экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины охотно покупает П.М. Третьяков. Савва Мамонтов приглашает Левитана в мастерские Русской частной оперы, где тот создал декорации для спектаклей «Русалка», «Фауст», «Снегурочка». Далее - пятнадцать лет напряженной творческой жизни, всероссийское и европейское признание.

С 1886‑го художник начал активно путешествовать. Природные красоты продолжали вдохновлять Левитана, и, например, результатом его двухмесячного вояжа в Крым стала серия из 60 этюдов. Левитан отправился в поездку по волжским городам. Особо очаровал его старинный Плёс. В этом городке он создал несколько пейзажей, включая и знаменитый «Вечер. Золотой Плёс»- одна из ранних работ мастера явственно проникнута ощущением одиночества. На ней изображена «унылая пора» на территории московского парка. По покрытой золотисто-охровой листвой дорожке идёт таинственная незнакомка в тёмном одеянии. Изящная женская фигурка появилась здесь по инициативе художника Николая Чехова — старшего брата писателя. Левитан был другом А.П. Чехова. Годы становления талантов Левитана и Чехова, выхода обоих в большое искусство совпадает

В 1890 году Левитан отправился в путешествие по городам Европы. В Италии он написал две известные работы — «Берег Средиземного моря» и «Близ Бордигеры на севере Италии».

 Одним из самых ярких эпизодов в творческой биографии художника стала Тверская губерния, а точнее Горка — усадьба в окрестностях города Удомля. Красоты этого уголка России вдохновили Левитана на создание двух шедевров — «Март» и «Золотая осень». Яркие, воздушные и при этом глубоко личностные полотна художника вызывали у публики безмерный восторг. «Март» Левитан предположительно создал под влиянием французских импрессионистов. Написанный в Горке без этюдов и всего за несколько дней, пейзаж поражает свежестью, жизнерадостностью, а также простотой композиции. Перед нами усадебный двор, где запряжённая в сани лошадь греется под тёплыми лучами мартовского солнца. «Золотая осень» завораживает цветовой насыщенностью и торжественностью. Хотя Чехов считал этот пейзаж слишком уж декоративным, Третьяков был от него в восторге и сразу же купил картину.

Увы, хотя Левитан работал не покладая рук, проблемы со здоровьем не позволяли живописцу реализовать творческие идеи в полную силу. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин.

Великий художник прожил хоть и короткую, но творчески насыщенную жизнь. Он не только «реформировал» популярный жанр изобразительного искусства, но и оставил после себя сотни великолепных пейзажей — сочных, воздушных, искренних. И бессмертие его проникновенных русских пейзажей, бессмертие самого художника.

Литература, представленная на выставке:

1. Богемская, Ксения Георгиевна. Пейзаж: страницы истории / К. Г. Богемская. - Москва: Галактика, 1992. - 336 с.: ил

2. Ветрова, Г. Русское искусство: Детская энциклопедия / Г. Ветрова. - Москва: Белый город, 2000. - 64 с.: ил.

3. Государственная Третьяковская галерея: история и коллекции / редактор И. И. Никонова. - Москва: Искусство, 1986. - 446 с.: ил.

4. Исаак Ильич Левитан. К 100-летию со дня рождения 1860-1960 / автор текста В. А. Прытков. – Москва: Советский художник, 1960. - 101 с.: цв. ил.

5. Исаак Ильич Левитан / авт. статьи Б. В. Иогансон. - Москва: Искусство, 1970. - 55 с.: цв.ил.

6. Исаак Левитан. Времена года / редактор Людмила Жукова. - Москва: Воскресный день, 2020. - 62 с.: цв. ил. 

7. Исаак Ильич Левитан: альбом / сост. и авт. вступ. ст. Т. В. Юрова. - Москва: Изогиз, 1960. - 56 с.: ил.

8. Левитан Исаак Ильич 1860-1900 / ред. И. Я. Цагарелли ; сост. Н. Н. Моргунова. - Москва.: Искусство, 1965. - 105 с.: ил. 

9. Морозова, Ольга Владиславовна. Сокровища мировой живописи / О. В. Морозова, Е. Н. Евстратова, Е. В. Громова. - Москва: Просвещение - Союз: Просвещение, 2022. - 357 с.: ил., цв. ил.

10. Пророкова, С. А.Исаак Ильич Левитан / С. А. Пророкова. - К.: Рад. шк., 1990. - 159 с.: ил.

11. Пророкова, С. Левитан / С. Пророкова. - Москва: Молодая гвардия, 1960. - 235 с.: ил. 

12. 50 великих русских художников: иллюстрированная энциклопедия / составитель Ю. А. Астахов. - Москва: Белый город, 2009. - 104 с.: цв. ил.

13. Русский пейзаж. Энциклопедия мирового искусства / автор текста В. С. Манин. - Москва: Белый город, 2001. - 630 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству