«О, это чудное строение…»

С 4 октября 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Всемирному дню архитектуры.

Архитектура-это тысячи имен знаменитых архитекторов и множество безымянных шедевров мировой архитектуры. Проходя по улицам городов, мы останавливаемся перед понравившимся нам зданием, пытаясь узнать хотя бы немного о его создателе, о стиле, в котором оно построено. Архитектура имеет огромную силу воздействия на людей. Она формирует среду, в которой человек живет. Здесь важно все: цвет, формы, пропорции и размеры зданий, то, как они соотносятся друг с другом и с окружающим их пространством. Древнейшие архитектурные сооружения носили чисто утилитарный характер - они служили для защиты от холода и непогоды. Там где не было естественных природных укрытий- пещер, а климат не был комфортным, первобытные люди строили землянки, полуземлянки и шалаши. Древнеегипетские постройки - это, за редким исключением, сооружения культового назначения: храмы и гробницы. Объясняется это тем, что их, в отличие от большинства жилых зданий, строили из камня. Еще древними греками пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина были отнесены к Семи чудесам света. Творчество мастеров Древней Греции и Древнего Рима занимает особое место в мировой культуре. Непреходящая ценность жизнеутверждающей силы искусства «юности человечества» была открыта мыслителями итальянского Возрождения ХV века, обратившимся к искусству древности- античности - в поисках идеалов свободы, красоты и совершенства человеческой личности. Выдающиеся произведения архитектуры античности до наших дней сохраняют значение как образцы для подражания. Самым прославленным памятником древнегреческой архитектуры стал афинский Акрополь. Колизей - самый грандиозный из амфитеатров, построенных в Римской империи. Пантеон в переводе с греческого - храм всех богов. Сохранившееся до наших дней здание построено около 125 г.н.э. В период Средневековья монастыри стали очагами и хранителями наук, искусств и просвещения. На зодчество начали смотреть как на священную науку, раскрывающую в камне истины Бытия. Романский стиль сформировался под несомненным влиянием римской строительной техники и архитектуры ранних христианских построек. Построив самое грандиозное и прославленное византийское сооружение - храм Святой Софии - его создатели стремились превзойти знаменитые постройки языческого Рима.

Готический стиль сложился во Французском королевстве с середины ХII века. Самыми известными сооружениями готики являются Кельнский собор, башни которого превзошли по высоте пирамиду Хеопса, Страсбургский собор с недостроенной башней, церковь Св. Стефана в Вене, знаменитый собор Парижской богоматери и множество других построек, разбросанных по всей Европе. На рубеже ХIV-ХV веков в Западной Европе возникла новая архитектурная система- стиль Возрождения, или Ренессанс. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Ренессанс выдвигает на первый план личность мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. Ренессанс вписал великие имена Брунеллески, Альберти, Браманте, Полладио, Микеланджело. Стиль барокко родился в Италии в последней трети ХVII века. В конце ХVII века стиль барокко пришел в Россию, где обрел большую популярность. Наиболее яркий представитель русского барокко, Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское село, строит дворец Воронцова и Строгановский дворец. Но самым выдающимся его творением считается ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Во второй половине ХVIII века на смену рококо приходит новая волна классицизма. Собственно классицизмом его принято называть применительно к архитектуре этого времени в России. Один из создателей русского классицизма - В.И. Баженов проектирует дом- дворец Пашкова, исполненный в лучших традициях европейской классической архитектуры и занявший достойное место среди красивейших сооружений Москвы. На рубеже ХIХ–ХХ веков во всех странах заявляет о себе новый стиль в искусстве. Новый художественный стиль, получивший название «модерн», стал не столько художественным стилем, сколько образом жизни и выражением отношения к миру. Поэтому этот период так насыщен поисками единства художественной формы в архитектуре. Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна московской школы, был Ф. Шехтель. Самым характерным произведением Ф. Шехтеля в стиле модерн признан особняк С.П. Рябушкина, явившийся своеобразным «архитектурным манифестом, провозгласившим новый стиль. Подобно гению Ренессанса Леонардо да Винчи, испанский архитектор Антонио Гауди являл собой воплощение художника–изобретателя. Самым главным своим детищем Гауди считал храм Саграда Фамилия, храм Святого Семейства, который начал строиться еще в 1882 году как обычный собор. Закончить строительство Гауди не успел. Архитектура Гауди живет вне времени, поскольку не зависит от стилей или моды, проникая прямо в душу человека и не нуждаясь в объяснениях критиков и историков

Литература, представленная на выставке:

1. Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Э. Э. Виолле-ле-Дюк; перевод с французского С. С. Балатиной. - Москва: АСТ , 2018. - 256 с. : цв. ил.

2. Замки. Дворцы / главный редактор М. Аксенова; ответственный редактор С. Шокарев. - Москва: Аванта +: Астрель, 2007. - 216 с.: цв.ил., портр., фот.цв. - (Самые красивые и знаменитые).

3.Коул, Эмили. Основы архитектуры / Э. Коул. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2008. - 352 с.: ил.

4.Соловьев, Кирилл Алексеевич. Культовое зодчество и история мировых религий: учебное пособие / К. А. Соловьев; под общей редакцией А. К. Соловьева. - Санкт-Петербург: Лань ; Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. – 430 с. : ил.

5. Соловьев, Кирилл Алексеевич. История архитектуры и строительной техники: учебное пособие для вузов / К. А. Соловьев, Д. С. Степанова. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2022. - 538 с.: ил.

6. Стивенсон, Нил. Самые знаменитые архитектурные сооружения мира / Н. Стивенсон. - Харьков; Белгород: Клуб Семейного досуга, 2008. - 111 с.: ил

7. Мировая архитектура. - Москва: ЭКСМО , 2021. - 240 с.: цв. ил., рис., фот. цв.

8. Шедевры русского зодчества: Атлас / З.И. Пастухова. - Смоленск: Русич, 2000. - 240 с. : цв.ил. - (Малый атлас чудес света).

9. Прина, Франческа. Архитектура: элементы, формы, материалы: энциклопедия искусства / Перевод с итальянского. - Москва: Омега, 2010. - 384 с.: цв.ил.

10. 50 самых красивых городов Европы: иллюстрированная энциклопедия / редактор С. Лукинова. - Москва: Белый город, 2009. - 101 с. : цв. ил.

11. Цирес, Алексей Германович. Искусство архитектуры / А. Цирес. - Москва: ОГИЗ: АСТ, 2021. - 268 с.: ил.

12. Шуази, Огюст. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази. - Москва: ЭКСМО, 2009. - 704 с.: ил., фот.цв.

13. Яровая, Мария Сергеевна. Архитектура. Искусство понимать: интенсивный курс / М. С. Яровая. - Москва: АСТ, 2022. - 192 с. : цв. ил.

  Отдел литературы по искусству