С 9 февраля 2024 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству представлена выставка, посвящённая 150-летию русского театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Будущий театральный деятель, один из первых авангардных режиссеров, Карл Казимир Теодор Майерхольд родился в Пензе 9 февраля 1874 года в семье немцев-заводчиков. Отказавшись от семейного бизнеса и сменив имя на Всеволод Мейерхольд, в 1896 году он перешел с юридического факультета Московского университета в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии. Актерскую профессию постигал у В. Немировича-Данченко и К. Станиславского.
В 1898 году В. Мейерхольд был принят в труппу Московского Художественного театра. Здесь он играет роли: Василий Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного») А. Толстого, принц Арагонский («Венецианский купец» У. Шекспира) и другие.
В 1902 г. В. Мейерхольд покинул труппу МХТ и возглавил как режиссёр странствующую по российской провинции группу молодых актёров, впоследствии получившую название Товарищество новой драмы. В 1906 году В. Комиссаржевская пригласила В. Мейерхольда в Петербург главным режиссёром своего театра. Здесь за один сезон он выпустил 13 спектаклей, вызвавших оживленные дискуссии.
В 1907—1917 гг. В. Мейерхольд работал в петербургских императорских театрах, и главным образом в Александринском. Режиссер применял метод стилизации, чтобы обновить старинные сценические формы — «Дон Жуан» Мольера (1910), «Стойкий принц» П. Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад» М. Лермонтова (1917). Параллельно с классической, В. Мейерхольд ставил и современную драматургию: «Живой труп» Л. Толстого (1911), «Заложники жизни» Ф. Соллогуба (1912). В Мариинском театре режиссер выпустил три оперных спектакля — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1909), «Орфей» К. Глюка (1911), «Каменный гость» А. Даргомыжского (1917).
Параллельно создавая теорию новой театральной модели, В. Мейерхольд с 1920-х гг. занимался её практическим воплощением. Он открыл в Москве Театр РСФСР-1, затем молодая труппа называлась Театром актёра, позже — Театром ГИТИС, а с 1923 года — Театром им. В. Мейерхольда. В постановках «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка (1922) и «Смерти Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (1922) В. Мейерхольд впервые использовал метод биомеханики, с чем и ассоциируется имя режиссера. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Для мастера тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции. Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. Он свел декорации, костюмы и грим к минимуму, стер жесткую границу между зрительным залом и сценой. Также он боролся с засильем слова, литературности на сцене и делал ставку на пластическую выразительность тела актера: хорошей актерской игрой он считал такую, когда смысл сыгранного понятен и без реплик.
В 1922-24 гг. В. Мейерхольд руководил Театром Революции, где в 1923 году поставил «Доходное место» А. Островского и «Озеро Люль» А. Файко. В 1924 году он выпустил «Лес» А. Островского, который пользовался большим успехом: за 14 лет было сыграно 1338 представлений. «Мандат» Н. Эрдмана в 1925 году. В. Мейерхольд поставил в жанре современной сатиры. После октября 1917 года режиссер сблизился с В. Маяковским. К первой годовщине революции он поставил в Петрограде его «Мистерию-буфф», используя средства выразительности площадных зрелищ, фольклорную стихию, традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. В новых постановках пьес В. Маяковского — «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) — режиссёр вернулся к сатирической интонации.
В 1935 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына — спектакль, ставший легендой русского театра. В том же году он поставил в Ленинградском Малом оперном театре оперу П. Чайковского «Пиковая дама». Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета», мастеру осуществить не удалось.
Современные режиссеры и актеры часто обращаются к наследию В. Мейерхольда. Так что, оказавшись на спектакле в театре, вы имеете шанс встретить игру актеров, прошедших курс мейерхольдовской «биомеханики», или режиссуру, вдохновленную опытами мятежного режиссера.
Литература, представленная на выставке:
1. Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний / редактор-составитель Л. Вендровская. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1967. - 618 с.
2. Гарин, Эраст. С Мейерхольдом: (воспоминания) / Эраст Гарин. - Москва: Искусство, 1974. - 290 с.
3. Гладков, Александр. Годы учения Всеволода Мейерхольда / А. Гладков. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979. - 198 с.
4. Гликман, Исаак Давыдович. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Гликман. - Ленинград: Советский композитор, 1989. - 352 с.
5. Захава, Борис Евгеньевич. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие / Борис Захава. - 5-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. - 410 с.
6. Мейерхольд В.Э. Переписка 1836-1939 / составители: В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. - Москва: Искусство, 1976. - 463 с.
7. Мейерхольд и художники: эволюция пространства / редактор-составитель В. Семеновский; художник А. Трифонов. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2015. - 400 с.: ил.
8. Ростоцкий, Б. О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда / Б. Ростоцкий. - Москва: ВТО, 1960. - 99 с.
9. Рудницкий, К. Мейерхольд / К. Рудницкий. - Москва: Искусство, 1981. - 450 с.: фот.
10. Рудницкий, Константин Лазаревич. Режиссер Мейерхольд / К. Л. Рудницкий. - Москва: Наука, 1969. - 524 с.: фот.
11. Творческое наследие В.Э. Мейерхольда / редакторы-составители: Л. Д. Вендровская, А. В. Февральский. - Москва: ВТО, 1978. - 506 с.: ил.
12. Шеремет, Татьяна. Театр. Нескучная история / Татьяна Шеремет; иллюстрации Ярославы Мурашко. - Санкт-Петербург; Москва; Минск: Питер, 2022. - 64 с.: ил.
Отдел литературы по искусству