С 5 августа 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута тематическая выставка «Модернизм».
Искусство является неотъемлемой частью жизни людей. При всей сложности и неоднородности художественных процессов, можно проследить две главные линии исторического развития. Одна из них связана с прогрессивным восхождением от романтизма к реализму, сначала критическому, а затем социалистическому, другая – с постепенным накоплением симптомов и элементов упадка, с возникновением и дальнейшей эволюцией модернизма. Модернизм появился в западной культуре в конце XIX века и получил свое развитие в начале следующего столетия. Этот период вошел в историю искусства и, в частности, живописи как чрезвычайно плодотворный и наполненный новыми открытиями.
Модернизм эволюционировал на волне отрицания классического наследия и невероятно расширил и обогатил художественный язык живописи. Стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.
Модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент.
Модернизм представляет собой совокупность множества направлений, таких как: фовизм; кубизм; сюрреализм; футуризм; абстракционизм и экспрессионизм. Живопись модернистов объединяла общая черта — художники по-новому подавали привычные образы, что выражалось в нестандартных формах, линейной композиции, сложном ритме и неожиданных цветовых сочетаниях.
Первым течением в модернистском искусстве стал фовизм. Термин был впервые употреблен французской критикой в отношении творчества группы молодых художников, куда входили: Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо.
Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой.
Кубизм возник чуть позднее фовизма, его основоположниками считаются Жорж Брак и Пабло Пикассо. Картины кубистов представляют собой фантастическую реальность, созданную воображением художника.
Первые работы футуристов появились в 1909 году. Художники противопоставляли технику и человека и стремились передать в своих произведениях переполненность сознания современников впечатлениями. Главным героем произведений стало время, его стремительный ритм они передавали через раздробленность зрительного образа, хаотичный ритм и многократное повторение движений тел и предметов.
Сюрреализм главным в искусстве провозгласил бессознательное начало и поставил своей целью пробудить ассоциативное мышление зрителей. Течение зародилось во Франции в 1920-е годы и развивалось в двух направлениях. Одни живописцы создавали шедевры с абстрактными образами и произвольными формами — таковы работы Андре Массона, Макса Эрнста, Хоана Миро. Другая группа сюрреалистов во главе с Сальвадором Дали сосредоточилась на тщательном воспроизведении образов, возникающих в подсознании. Картины мастеров отличает точность изображения, скрупулезная прорисовка деталей и выверенная перспектива, характерная для академической живописи. Лейтмотивом творчества Дали стала фантастика абсурда с парадоксальными сочетаниями форм и зрительной неустойчивостью объектов.
Абстракционизм получил свое развитие после 1910 года. Гийом Аполлинер назвал его «искусством, не имеющим более никакого внешнего сюжета, а только сюжет внутренний». Основоположником направления стал Василий Кандинский, работы которого в этот период окончательно утратили связь с реальным миром, но при этом чрезвычайно содержательны, эмоциональны и проникнуты динамикой настоящей жизни. Ярким представителем рационального направления беспредметной живописи стал Казимир Малевич, который в своих композициях стремился создать мир холодной гармонии, воплощенный в геометрических формах. Чистейшей формулой живописной абстракции стала его работа «Черный квадрат», где художнику удалось передать саму суть пространства, лишенного масштаба и протяженности.
Начало течению экспрессионистов было положено немецкими художниками в первой четверти XX века. Первые представители направления — Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Отто Мюллер — входили в группу «Мост», созданную в 1905 году в Дрездене. Целью живописцев стал поиск начала, объединяющего духовную и общественную жизнь. Эмоциональное состояние творцов находило свое отражение в импровизации, искажении реальных пропорций. Основным способом передачи пространства в картинах экспрессионистов стал цвет.
Разгоревшиеся военные конфликты в Европе конца 1930-х годов замедлили развитие модернистского искусства и прервали связь национальных школ живописи. Многие начинания художников остановились, едва начавшись. Модернизм оказал колоссальное влияние на эволюцию искусства, а творчество мастеров той эпохи вызывает неподдельное восхищение у современного зрителя.
Литература, представленная на выставке:
1.Вольф, Норберт. Экспрессионизм / Н. Вольф. - М. : TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2006. - 96 с. : цв.ил.
2.Гентфюрер-Триер, Анна.Кубизм / А. Гентфюрер-Триер. - М. : TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2005. - 96 с. : цв.ил.
3. Дешарн, Робер Сальвадор Дали / Робер Дешарн, Никола Дешарн. - Лозанна: ЭДИТА , 1994. - 383 с.
4.Клингсёр-Лерой, Катрин. Сюрреализм / К. Клингсёр-Лерой. - М. : TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2004. - 96 с. : цв.ил.
5. Костоневич, А. Матисс в России / А. Костоневич, Н. Семенова. – Москва: Авангард, 1993. - 190с.
5. Куликова, И. С. Философия и искусство модернизма. Изд. 2-е, доп. / И. С. Куликова. - М.: Изд-во политической литературы, 1980. - 271с.:
6.Малевич: художник и теоретик / редактор А. Д. Сарабьянов ; художественно-технический редактор Л. В. Коротеева. - Москва: Советский художник, 1990. - 240с.
7. Модернизм: анализ и критика основных направлений / под редакцией: В. В. Ванслова, Ю. Д. Колпинского. - 3-е издание, дополненное. - Москва: Искусство, 1980. - 311с.
8. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - Москва: Искусство, 1987. - 392с.
9. Пирожник, С. С. Сальвадор Дали. / С. С. Пирожник. - Минск: Харвест, 2011. - 128 с.
10. Популярная художественная энциклопедия: архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн.2. М-Я / редактор В. М. Полевой. - Москва: Большая Российская энциклопедия., 1999. - 432с.
11. Сарабьянов, Д. Казимир Малевич / Д. Сарабьянов ; составитель А. С. Шатских. - Москва: Искусство, 1993. - 413с.
12. Чегодаев, А. Д. Эдуард Мане / А. Д. Чегодаев. - Москва: Искусство, 1985. - 333с.
13.Шевалье, Дени Пикассо голубой и розовый периоды / Дени Шевалье. - Москва: Слово, 1995. - 95с.
Отдел литературы по искусству