С 1 августа 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Художник и собиратель», посвященная 160-летию со дня рождения русского художника Ильи Семеновича Остроухова.
«Илья Семенович Остроухов был, бесспорно, одним из крупнейших деятелей русского искусства, игравшим в его судьбах огромную роль на протяжении нескольких десятилетий»
Игорь Грабарь
В истории русского искусства и художественной культуры Илья Остроухов - явление яркое самобытное. Талантливый живописец-пейзажист И.С.Остроухов — значительная и колоритная фигура в русской художественной жизни конца XIX — начала XX века, он в то же время был одним из наиболее крупных и своеобразных деятелей художественного мира Москвы предреволюционной эпохи.
В 80-х и первой половине 90-х годов пейзажи художника были в числе лучших на выставках Товарищества передвижников. Остроухов широко известен также как один из крупнейших и образованнейших коллекционеров своего времени. В течение многих лет он принимал ближайшее участие в формировании и пополнении Третьяковской галереи, будучи членом ее Совета, а затем Попечителем Галереи.
Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж и собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.
В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно окончил полный курс. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественнонаучной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.
Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через Анатолия Ивановича Мамонтова Илья Семёнович знакомится и с его младшим братом, богатейшим промышленником и меценатом России конца XIX века - Саввой Ивановичем Мамонтовым. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись. Но людей искусства он любил больше.
Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.
Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда, учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был удивлен работой Остроухова и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца. Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств П. П. Чистякова. Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать.
Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.
Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».
Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». П.М. Третьяков не стал рисковать, и купил пейзаж прямо в первый день выставки.
А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.
После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась, персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров, было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова, на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.
В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.
Литература, представленная на выставке:
1.Богемская, Ксения Георгиевна. Пейзаж: Страницы Истории / К. Г. Богемская. - Москва: Галактика, 1992. - 336 с.: ил.
2.Государственная Третьяковская галерея : история и коллекции / редактор И. И. Никонова. - Москва: Искусство, 1986. - 446 с. : ил.
3.Илья Семенович Остроухов: альбом / [автор вступительной статьи и составитель Ю. А. Русаков]. - Москва; Ленинград : Изобразительное искусство, 1962. - 36 с. : ил.; (Мастера русского искусства).
4.Кудрявцева, Софья Владимировна. Илья Семенович Остроухов: 1858-1929 / С. В. Кудрявцева. - Москва: Художник РСФСР, 1982. - 53 с. : ил.; (Массовая библиотека по искусству).
5.Милюгина , Елена Георгиевна. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва / Елена Милюгина; составитель А. Астахов. - Москва : Белый город, 2016. - 238 с. : цв. ил. ; 30 см. - (Музеи мира).
6.Островский, Григорий Семенович. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 357 с. : цв. ил.
7.Передвижники / автор и составитель А. В. Парамонов. - Москва: Искусство, 1971. - 140 с. : ил.
8.Рогинская, Фрида Соломоновна. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки / Ф. С. Рогинская. - Москва: Искусство, 1989. - 430 с.: цв. ил.
9.Русаков, Юрий Александорович. Илья Семенович Остроухов : 1858-1929 / Ю. Русаков. - Москва : Искусство, 1954. - 32 с. : ил. ;(Массовая библиотека "Искусство"). - 10000 экз. - 0.12 р. - Текст : непосредственный.
10.Русский пейзаж. Энциклопедия мирового искусства / автор текста В. С. Манин. - Москва: Белый город, 2001. - 630 с.: цв. ил.

«Золотая осень»
«Первая зелень»

«Сиверко»
Отдел литературы по искусству