С 18 июня 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Художественное оружие».
Среди наиболее почитаемых и сохраняемых предметов материальной культуры и декоративного искусства особое место всегда занимало оружие. С момента зарождения человечества оружию отводилось первостепенное значение в жизни общества.
Художественное оружие, в течение многих столетий игравшее важную роль в разных сферах жизни общества, в значительной мере определяло культурный «портрет» эпохи. Оно было незаменимо и на охоте, в турнирах и спортивных состязаниях, являлось почётной наградой, непременным атрибутом офицерского мундира и парадного костюма. Богато украшенным оружием оформляли дворцовые и усадебные интерьеры, охотничьи замки.
История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. В XVI-XVII веке самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работают лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие мастера. В начале XVIII века, с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность - лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.
Следующий этап развития художественного оружия получил свой расцвет в Златоусте. Небольшой город Урала стал центром производства искусно выделанного и качественного оружия. Уже в 20-е годы XIX века на Златоустовской оружейной фабрике мастера создавали шедевры оружейного искусства. Большая их часть хранится в крупнейших музеях и богатейших частных коллекциях.
Восток был колыбелью оружейного производства. Отличительной чертой восточного оружия, и в первую очередь произведённого в Турции, Иране и Индии, является качество стали (дамасской или булатной), издревле занимавшей первое место в оружейном деле всего мира. Структура природного «дамаска» позволяла достигнуть необычайной прочности и лёгкости клинка, а в его внешних характеристиках - своеобразного узора и оттенка. В художественном оформлении оружейники Востока также достигли небывалых высот. Использование драгоценных и полудрагоценных камней, различных техник инкрустаций, гравировки, чернения, золочения делало их произведения шедеврами ювелирного искусства.
В Кавказском оружии воплотился многовековой опыт восточных оружейников, обогащенный ремесленными традициями народов Кавказа.
Кавказский кинжал - легко узнаваемое оружие. Дагестан называли «кузницей оружия» Кавказа. Кубачинские кинжалы считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся как по изяществу самой конструкции, так и по выдающемуся мастерству художественного исполнения. Храбрые воины, не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало частью их национального костюма. Тонкое искусство оружейников Дагестана, Грузии и Армении и других кавказских народов всегда вызывало восхищение.
Литература, представленная на выставке:
1. Аствацатурян, Эмма Григорьевна. Турецкое оружие в собрании Государственного Исторического музея: альбом / Э. Г. Аствацатурян. - Санкт-Петербург: Атлант, 2002. - 335 с.: ил., цв.ил.
2. Булатный мой клинок: оружейные реликвии из частных собраний / автор предисловия Ю. Г. Ефимов; перевод с английского И. Ф. Нафтульева. - Москва; Санкт-Петербург: ДИЛЯ, 2003. - 159 с.: ил.
3. Восточное оружие. Памятники материальной культуры Азербайджана / Академия наук Азербайджанской ССР, Музей истории Азербайджана; под общей редакцией П. А. Азизбековой. - Баку: Внешторгиздат, 1986. - 44 с.: цв. ил.
4. Егоров, Николай Иванович. Якутский нож = Caха быhaба / Николай Егоров; перевод с якутского С. Г. Алексеевой. - Якутск: Бичик, 2015. - 204 с.: цв. ил.
5. Златоустовское художественное оружие XIX века: из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи / составитель Т. И. Абольская. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 160 с.: фот.
6. Лоадс, Майк. Клинковое оружие: история, дизайн, искусство владения / Майк Лоадс; перевод с английского М. Смирновой. Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2021. - 575, [1] с.: ил.
7. Солдатенко, А. В. Художественное оружие Польши XVII-XIX веков / А. В. Солдатенко; Государственный Эрмитаж. - Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1991. - 56 с.: ил.
8. Старинное художественное оружие: к 255-летию Эрмитажа / составитель Ю. А. Миллер. - Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1989. - 34 с.: ил.
9. Туманов, Игорь Леонидович. Охотничье и строевое художественное клинковое оружие Златоуста / И. Л. Туманов; ФГБНУ ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. Б. М. Житкова. - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2020. - 152 с.: ил.
10. Фолкс, Чарльз. Средневековые доспехи: мастера оружейного дела / Ч. Фолкс; перевод с английского Т. Е. Любовской. - Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 207 с.: ил.
11. Хайдаков, К. Шамширы: старые сабли и тайны древних мастеров / К. Хайдаков. - Москва: Барс, 2013. - 215 с.: ил.
Отдел литературы по искусству