С 1 июля 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство Китая».
Китайское искусство прошлых эпох по праву заняло важное место в истории мировой культуры. Художественные образы, созданные на протяжении древности и средневековья китайским народом, настолько многообразны и отмечены такой яркой самобытностью, что мало кого оставляет равнодушным. Китайские мастера, отдаленные от нас многими столетиями, оставили после себя грандиозное наследие, включающее неповторимые по красоте памятники архитектуры, скульптуры, живописи, художественных ремесел.
Китайская культура - одна из древнейших. В древности китайцами были созданы значительные духовные ценности. Однако главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Средневековье - пора огромного духовного подъема Китая, время строительства больших городов, мостов, каналов, монументальных садово-парковых, дворцовых и храмовых ансамблей. Новые качества проявились в скульптуре и зодчестве, живописи и декоративных ремеслах. Древние китайские скульптуры были в основном связаны с религией, и их характерные образчики наиболее часто встречаются в храмах и мавзолеях.
Язык пейзажной лирики и язык живописи в средневековом Китае настолько приблизились друг к другу, что художники и поэты в равной мере совершенно владели обоими видами творчества. Шелком, бумагой, тушью и кистью пользовались как поэты, так и живописцы, а каллиграфия, ценимая в Китае как высокий вид искусства, как бы стирала грани между живописью и поэзией. Иероглиф - этот «говорящий орнамент», вводимый живописцами в картину в виде стихотворной надписи, дополнял ее смысл, обогащал ее декоративный смысл.
Глубокое родство установилось также между пейзажной живописью и архитектурой Китая, привлекающей широтой пространственных построений. Подобно китайскому художнику-пейзажисту, стремящемуся к воссозданию образов мира в его необъятности, китайский зодчий воспринимал дворцы и храмы как часть необозримого природного ансамбля. Многие древние архитектурные строения имели общую черту – приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз. К периоду «Борющихся государств» относится сооружение одного из величайших архитектурных памятников древности - Великой китайской стены, вначале состоявшей из отдельных частей, которые позднее, в V-IV веках до нашей эры, были соединены между собой. Изобретение бумаги в начале новой эры создало условия для развития письменности, которая существовало в Китае уже во II тысячелетии до н.э.
Китайская средневековая живопись, обобщившая высочайшие эстетические достижения своего времени, наряду с зодчеством принадлежит к сокровищам мирового искусства. Период Сун является наиболее яркой страницей в истории китайской живописи. Особенно большое значение придается пейзажу, который получает в это время свое дальнейшее развитие. Замечательные пейзажисты Цзин Хао, Дун Юань и другие, работавшие в Х веке, проявили свое огромное понимание в изображении природы, и нашли новые средства художественного выражения для передачи ее внутреннего образа. В творчестве старейших художников современного Китая Ци Бай-Ши и Сюй Бэй-Хун можно увидеть борьбу за возрождение лучших живописных традиций прошлого и освоение новых реалистических приемов.
Важнейшую роль в художественной жизни Китая в древности и на протяжении средних веков играли также и разнообразные виды декоративного искусства. Наиболее ранними из известных нами произведений китайского искусства являются керамические расписные сосуды, открытые раскопками в долине реки Хуанхэ, где складывалась и развивалась древнейшая культура Китая. Китайцы были изумительными мастерами, умеющими создавать уникальные вещи из самых разных материалов. В самые древние периоды - это были керамика, камень и бронза. А позже в Китае были изобретены такие материалы и технологии, как изготовление шёлка, фарфора, лака. Всё это поставлялось по Великому шёлковому пути в разные страны. Замечательные многовековые традиции в области народного творчества нашли широкое применение в Китайской Народной Республике.
В Китае, как и в других странах Востока, вплоть до ХIХ века сохранялась художественная система средневекового типа, а передовые некогда идеи перерождались в догмы. Но общий вклад китайского народа в мировую культуру очень значителен и проникновение в многообразный мир китайского искусства неизменно приносит людям радость, приобщает к многовековой мудрости.
Литература, представленная на выставке:
1. Белозёрова, В. Г. Искусство Китайской каллиграфии / В. Г. Белозёрова. - Москва: Российский гуманитарный университет, 2007. - 481 с.: ил.
2. Будаева, Туяна Баторовна. Пекинская опера цзинцзюй: музыка, актёр и сцена китайского традиционного театра / Туяна Будаева; ответственный редактор А. И. Кобзев; научные редакторы: С. А. Серова, В. Н. Юнусова; Российская академия наук, Институт востоковедения. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019. - 312 с.: ил.
3. Виноградова, Надежда Анатольевна. Сюй Бэйхун: биография отдельного лица - иллюстративный материал / Н. А. Виноградова. - Москва: Изобразительное искусство, 1980. - 62 с.: ил.
4. Виноградова, Надежда Анатольевна. Китайская пейзажная живопись: научное издание / Н. А. Виноградова. - Москва: Изобразительное искусство, 1972. - 160 с.: ил.
5. Виноградова, Надежда Анатольевна. Искусство средневекового Китая / Н. А. Виноградова; Академия художеств СССР, Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры. - Москва: Академии художеств СССР, 1962. - 101 с.: ил.
6. Завадская, Евгения Владимировна. Ци Бай-ши: биография отдельного лица / Е. В. Завадская. - Москва: Искусство, 1982. - 287 с.: ил.
7. Изобразительное искусство Китая. / сост. О. Н. Глухарева. - Москва: Изобразительное искусство, 1956. - 148 с.: ил.
8. Искусство Китая / авт., сост. Н. А. Виноградова. - Москва: Изобразительное искусство, 1988. - 205 с.: цв.ил. - (Искусство стран и народов мира).
9. Искусство Китая / Музей Восточных культур. - Москва: Изобразительное искусство, 1958. - 47 с.: ил.
10. Искусство народов Востока: путеводитель-очерк / Государственный музей искусства народов Востока; составитель О. Н. Глухарева; под общей редакцией Н. И. Ожегова. - Москва: Советский художник, 1968. - 206 с.: ил.
11. Искусство стран Востока. - Москва: Просвещение, 1986. - 303 с.: ил.
12. Искусство Старого Китая в трудах Н. А. Виноградовой / Министерство культуры РФ, Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств; Н. А. Виноградова; [составители М. Г. Пивень, Т. Х. Стародуб; ответственный редактор В. П. Толстой]. - Москва: БУКСМАРТ, 2016. - 254 л. ил.
13. Каптерева, Татьяна Павловна. Искусство средневекового Востока / Т. П. Каптерева, Н. А. Виноградова. - Москва: Детская литература, 1989. - 239 с.: ил.
14. Китайские трактаты о портрете: научно-популярная литература / пер. и комментарии К. И. Разумовский. - Ленинград: Аврора, 1971. - 87 с.: ил.
15. Шапиро, Юрий Горациевич. Культура и искусство Китая: для детей среднего возраста / Ю. Г. Шапиро; Государственный Эрмитаж. - Ленинград: Издательство Государственного Эрмитажа, 1959. - 48 с.: ил
Отдел литературы по искусству