Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Дух народной жизни», посвящённая 180-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Модесту Петровичу Мусоргскому (1839–1881) принадлежит одно из первых мест в ряду русских композиторов. Его музыка – великое национальное достояние, она имеет русское существо и, как писал сам композитор, родилась «на родных полях».
М. П. Мусоргский родился 16 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать – Юлия Ивановна Мусоргская. Под её руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Дарование сына радовало и отца – Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Из автобиографии М. Мусоргского известно, что он уже в семь лет играл сочинения Ф. Листа, а в девятилетнем возрасте сыграл большой концерт Д. Фильда.
В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке – одним из лучших Петербургских педагогов.
В 1852–1856 гг. М. П. Мусоргский учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Через два года после окончания Школы подпрапорщиков он решил выйти в отставку и посвятить себя музыке. В эти годы Модест Петрович познакомился с молодыми композиторами А.М. Балакиревым и Ц.А. Кюи. Вместе с композитором Д.С. Даргомыжским и искусствоведом В.В. Стасовым они образовали кружок русских композиторов, метко названный В.В. Стасовым «Могучей кучкой». Этот кружок ставил своей целью борьбу за национальное русское музыкальное искусство.
А. Балакирев стал заниматься с М. П. Мусоргским теорией композиции. Уже в первых самостоятельных произведениях Модест Петрович проявил яркую талантливость.
Шестидесятые годы XIX в. были для молодых русских композиторов годами необыкновенного подъёма творческих сил. В могучую кучку влились А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков. Взаимное общение обогащало каждого из них. В эти годы М. П. Мусоргский работает очень много. Из-под его пера выходят блестящие романсы и инструментальные произведения. Он набирался сил для решения основной задачи его жизни – создания оперы на сюжет из народной жизни. В 1868 г. М. П. Мусоргский с жаром и увлечённостью начинает работу над оперой на сюжет «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. Он работает очень быстро. Интересно, что в опере почти не использован поэтический текст Пушкина. Основное содержание оперы в стихах и прозе написано самим Мусоргским. Опера была закончена в 1869 г. и инструментована в 1869–1870 гг. Её премьера на сцене Мариинского театра состоялась только в январе 1873 г.
Тотчас вслед за окончанием «Бориса Годунова» последовала работа над оперой «Хованщина». Она продолжала линию «Бориса Годунова» как народно-историческая драма, распетая с неспешностью и величием эпического сказания. Композитор сам создавал текст и сценарный план своей оперы, основываясь главным образом на первоисточниках. Действие оперы относится к одной из самых трагических страниц русской истории – церковному расколу в конце XVII в. Работая над оперой, М. П. Мусоргский собрал и обработал многие народные песни раскольников. «Хованщина» по своему содержанию и использованным автором музыкальным средствам была новаторским произведением. «Борис», как и вторая опера «Хованщина», завоевали мировое признание уже после смерти композитора. Этому во многом содействовала антрепренерская деятельность С. Дягилева, представившего Европе в своих «Русских сезонах» творчество композитора.
Трагедия «Хованщина» не помешала рождению в те же годы лучезарной, весёлой музыкальной комедии «Сорочинская ярмарка», которой свойственно средоточие на ярких, простодушно-лирических, незатейливо-бытовых мотивах юношеской повести Гоголя. Видение мира сквозь ясность детской души отражено в вокальном цикле «Детская». Безысходно печальная исповедь одинокого человека и художника содержится в вокальном цикле «Без солнца».
Отношение современников к величайшим созданиям М. П. Мусоргского было неоднозначным. Молодёжь и передовые деятели искусства с восторгом приветствовали творчество М. П. Мусоргского, его народный характер. С другой стороны, Дирекция императорских театров и высшее общество не воспринимали новаций композитора и не могли оценить всего величия его таланта. М. П. Мусоргский тяжело переживал неприятие его произведений со стороны «официальной публики», и это послужило одним из источников его болезни и ранней смерти.
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжёлой депрессией, вызванной непризнанием его творчества, одиночеством, материальными затруднениями, усугубленным пристрастием к вину. В 1881 году здоровье М.П. Мусоргского резко ухудшилось, и болезнь его, сопровождавшаяся тяжёлым поражением внутренних органов и психическим нарушением, быстро прогрессировала. В одном из старейших военных лечебных учреждений Санкт-Петербурга М. П. Мусоргский скончался. Похоронен он на кладбище Александро-Невской Лавры.
Литература, представленная на выставке:
1. Большая Российская энциклопедия. В 30 томах [Текст]. Т. 21. Монголы-Наноматериалы. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 767 с.: ил.
2. Головинский, Г. Л. Модест Петрович Мусоргский [Текст] / Г. Л. Головинский, М. Д. Сабинина. – М.: Музыка, 1998. – 736 с.
3. Классические русские оперы (либретто) [Текст] / Авт.-сост. Г.М. Сергеева. – Ростов-на-Дону, Феникс; СПб: Северо-Запад, 2007. – 320 с.
4. Левашев, Е. М. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского [Текст] / Е. М. Левашев, Н. И. Тетерина. – М.: Памятники исторической мысли, 2011. – 745 с.
5. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского [Текст]. 5-е изд. / ред. Т. Коровина. – М.: Музыка, 1990. – 64 с.
6. М.П. Мусоргский и музыка XX века [Сборник статей] / ред.-сост. Г. Л. Головинский. – М.: Музыка, 1990. – 271 с.
7. Мусоргский, Модест Петрович. Сорочинская ярмарка. Опера в трёх действиях [Ноты]: Переложение для пения с фортепиано / М. П. Мусоргский. – М.: Музыка, 1970. – 233 с.
8. Мусоргский, Модест Петрович. «Хованщина». Народная музыкальная драма [Ноты]: Либретто М. Мусоргского. Клавир / М. П. Мусоргский. – М.: Музыка, 1976. – 442 с.: муз. пр.
9. Мусоргский, Модест Петрович. Борис Годунов. Опера в четырёх действиях с прологом [Ноты]: Переложение для пения с фортепиано / М. П. Мусоргский. – Л.: Музыка, 1974. – 448 с.: муз. пр.
10. Наследие М.П. Мусоргского [Сборник материалов]: К выпуску Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского в тридцати двух томах / сост. Е. Левашева. – М.: Музыка, 1989. – 256 с.
11. Модест Петрович Мусоргский [Альбом]. Изд. 2-е / сост. Р. К. Ширинян. – М.: Музыка, 1989. – 192 с.: ил.
12. Новиков, Н. С. «Звук родной струны...» [Текст] / Н. С. Новиков. – М.: Сов. Россия, 1989. – 32 с.: ил.
13. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях её творцов [Текст] / сост. Л.А. Серебрякова. – Челябинск: Урал ЛТД, 2001. – 512 с.
14. 111 опер [Текст]: справочник-путеводитель / ред. Л. Михеева, ред., сост. А. Кенигсберг. – СПб: Культ-информ-пресс, 2000. – 686 с.
15. 166 биографий знаменитых композиторов [Текст] : зарубежные композиторы, русские композиторы / авт.-сост. Л. В. Михеева. – СПб: Композитор, 2000. – 200 с.: ил.
Отдел литературы по искусству