«Стихи - крылья моей души»

С 18 августа 2025 года в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка книг и журналов, посвященная 165-летию со дня рождения известной аварской певицы, бросившей вызов общественному мнению, Анхил Марин.

Яркой звездой взлетела на небосклоне дореволюционной аварской поэзии Анхил Марин. Женщина гор, судьба которой стала прекрасной легендой, свидетельством непокорности, величия духа.

Анхил Марин родилась в середине ХIХ века в селении Ругуджа Гунибского района. В молодости Марин стала известна в своем ауле как певица. Она знала очень много народных песен и сама сочиняла их. Поэзия Анхил Марин является своеобразным откликом против нелепых обычаев и адатов, к борьбе за себя, за свое счастье. Будучи первой ласточкой нового времени, она испытала на себе все невзгоды и тяжести социальной борьбы. Несмотря на то, что она была красива и умна, личная жизнь поэтессы сложилась очень неудачно. Она происходила из бедной семьи, и взять в жены беднячку ни для кого не представлялось заманчивым.

Аварский поэт Гаджи Залов посвятил целую поэму «Х1асратай коч1охъан» сладкоголосой певице, как аварцы называли Марин.

Жизненный путь поэтессы мало изучен. Она писала лирические, любовные стихотворения. Лирика Анхил Марин – это право женщины на проявление своих чувств и критика общественных порядков того времени. В одном из произведений поэтесса бросает вызов клеветникам, пытавшимся обвинить ее в поведении, недостойном порядочной женщины:

На кручи взлечу, поселюсь вдалеке

От пестрых ворон и всезнающих улиц,

На сваях жилище построю в реке,

Чтоб сплетен не слышать кудахчущих куриц.

Шипящие гадины, долго иль нет

Вонзать в мое имя вы будете жала?

Пусть пальцами тычет в меня хоть весь свет,

Пройду не сутулясь: кремневой я стала.

Анхил Марин выступала против средневековой идеологии, которые своим осуждением оскверняли чувство любви женщины к мужчине. Поэтесса показывала в своих произведениях, что каждый имеет право любить и быть любимыми в определенном возрасте.

Девушка, которая хотела любить и быть любимой, качать в колыбели свое дитя, выбрала путь духовного воина, путь который сделал ее легендой своего народа.

Песни ее как птицы разлетелись по Стране гор и дошли до наших дней.

Однажды молодой парень, не снискавший любви гордой горянки, прилюдно стал ее унижать и оскорблять. Недолго думая, Анхил Марин со всего маху ударила его бубном. Удар был таким сильным, что парень потерял сознание и умер…. За это поступок она была выслана из села в другой район, где вместе с сестрой провела три года. Даже суровая ссылка не смогла укротить нрав гордой ругуджинки.

Творчество Анхил Марин развивалось под влиянием устной народной аварской поэзии. Поэтому мало сохранилось ее произведений. Их не более десяти любовных, лирических стихотворений. Ее песни вошли в аварский фольклор. При жизни Марин эти лирические, любовные стихотворения, были запрещены, но, затрагивая самое наболевшее в жизни горянок, они имели огромный общественной резонанс.

Анхил Марин обладала прекрасным голосом, сама исполняла свои песни. За дерзкие песни, где она разоблачала темные дела правящей верхушки, чтобы она не могла больше петь, наиб Араш приказал зашить ей губы. Страшным усилием воли, разорвав губы, она продолжала петь. Из уст певицы вырывались слова, беспощадно разоблачающие врагов народа, и поэтесса дорого заплатила за это.

Аварский поэт Гаджи Залов посвятил целую поэму «Х1асратай коч1охъан» сладкоголосой и непокорной певице, как аварцы называли Марин. Сильная духом женщина не изменила своим убеждениям до конца своей жизни. Она боролась за равенство и свободу женщин. Умерла Анхил Марин примерно в 1910-е годы ХХ века.

После смерти легендарной певицы – поэтессы люди возвели над ее могилой мавзолей, сделав ее имя бессмертным, с благодарностью храня память о своей великой землячке.

Издания, представленные на выставке:

  1. Хайбулаев С. О дореволюционной аварской литературе. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1974. -152с.
  2. Антология дагестанской поэзии. Поэты дореволюционного Дагестана. Т 2. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1980. – 336с.
  3. Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. – Махачкала, 1961. – 160с.
  4. Усахов Магомед-Расул. Авар адабият. История развития аварской литературы. – Махачкала, 2006. – 340с.
  5. Залов Гаджи. Стихи и поэмы. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1958. – 108с.
  6. Аварская дореволюционная литература. – Махачкала, 1980. – 116с.
  7. Писатели Дагестана: из века в век. – Махачкала: ГУ «Дагестанское книжное издательство», 2009. – 400с.
  8. Дагестанские лирики. – Ленинград: Советский писатель, 1961. – 404с. 

Отдел краеведческой и национальной литературы