Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Реформатор оперного искусства», посвящённая 205-летию со дня рождения немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Немецкий композитор Рихард Вагнер – личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это ещё мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.
Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжёлом металле и литературе.
Многосторонняя деятельность Рихарда Вагнера занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Обладая огромным художественным дарованием, Вагнер проявил себя не только как гениальный музыкант – композитор и дирижёр, но и как поэт, драматург, критик-публицист (16 томов его литературных сочинений включают работы по самым разным вопросам – от политики до искусства).
Трудно найти художника, вокруг которого велись бы столь же ожесточённые споры, как вокруг этого композитора. Бурная полемика между его сторонниками и противниками вышла далеко за пределы современной Вагнеру эпохи, не утихнув и после его смерти. На рубеже XIX–XX веков он стал поистине «властителем дум» европейской интеллигенции.
Вагнер прожил долгую и бурную жизнь, отмеченную резкими переломами, взлётами и падениями, гонениями и возвеличиваниями. В ней были и полицейские преследования, и покровительство «сильных мира сего».
Он родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в семье полицейского чиновника, умершего в год рождения сына. Воспитанием будущего композитора занимался отчим, талантливый актёр Людвиг Гейер. Гейер перевёз семью в Дрезден.
На путь музыканта-профессионала Вагнер впервые встал в 1833 году, когда в 20-летнем возрасте начал свою дирижёрскую деятельность. Он работал в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Кенигсберга, Риги. Тогда же, в 30-х годах, появились его первые сочинения: фортепианные сонаты, симфония C-dur, ранние оперы – «Феи» и «Запрет любви».
В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж. Однако три года, проведённые во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци» – и увертюра «Фауст».
С 1842 года Вагнер жил в Дрездене, где состоялись премьеры «Риенци» и «Летучего голландца». Постановка «Риенци» имела шумный успех, следствием которого стало приглашение Вагнера на должность дирижёра Дрезденского оперного театра. «Летучий голландец», где композитор впервые «стал самим собой», наоборот был встречен холодно (именно по причине своей новизны). Но Вагнер не пошёл на поводу у публики, и следующие дрезденские оперы – «Тангейзер» и «Лоэнгрин» – продолжили линию, начатую «Летучим Голландцем».
Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трёх ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных её разновидностях. Во всех трёх операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе.
Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции.
Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.
Долгие 10 лет композитор провёл в Швейцарии в качестве политического эмигранта. Первые годы эмиграции (1849–1951) занимают особое место в творческом развитии Вагнера.
Завершила период «швейцарского изгнания» драма «Тристан и Изольда» – самое личное произведение Вагнера. Время работы над ней – середина 50-х годов – едва ли не самое трудное во всей биографии композитора. Вынужденная эмиграция, материально-бытовые трудности, отсутствие подлинного интереса к его творчеству – всё это доставляло Вагнеру подлинное мучение.
Получив политическую амнистию, Вагнер безуспешно пытается найти работу на родине, его скитания продолжаются. Чтобы иметь средства к существованию, он много выступает как дирижёр. Так, например, огромный успех имели его концерты в России (в Москве и Петербурге), в которых прозвучали симфонии Бетховена и симфонические эпизоды вагнеровских опер. Вагнер пытался выступать в Париже. Драма «Тристан и Изольда» после 77 репетиций в Венском театре была признана неисполнимой.
Удивительно, что именно в эту тяжелейшую для композитора пору создаётся самое оптимистичное его творение – «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сюжет, заимствованный из жизни средневековых ремесленников, обусловил тесную связь с народной немецкой песенной культурой.
В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вигнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творческих замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном оперном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.
В последний период своего творчества Вагнер вернулся к работе над «Кольцом нибелунга». Он завершил драму «Зигфрид» (3-я драма тетралогии) и написал «Гибель богов» (4-я). Вся тетралогия была целиком исполнена на торжественном открытии байрёйтского театра в 1874 г.
Закономерным завершением творческого пути композитора стал «Парсифаль», отразивший сложную картину мировоззрения позднего Вагнера. «Парсифаль» подвёл итог долгим раздумьям художника о судьбах человечества.
Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года, во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.
Литература, представленная на выставке:
1. Рихард Вагнер [Текст]: Сборник статей / ред.-сост. Л. Полякова. – М.: Музыка, 1987.
2. Рихард Вагнер. Статьи и материалы [Текст]: Сборник научных трудов кафедры истории зарубежной музыки. – М.: [б. и.], 1988. – 135 с.: муз. пр.
3. Вагнер, Рихард. Избранные работы [Текст]: пер. с нем. / сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; редкол.: М. Ф. Овсянников (пред.) и др.; вступ. статья А. Ф. Лосева, с. 7–48. – М.: Искусство, 1978. – 695 с.; 20 см (История эстетики в памятниках и документах).
4. Васина-Гроссман, Вера Андреевна. Книга о музыке и великих музыкантах [Текст]: Маленькая энциклопедия / В. А. Васина-Гроссман. – М.: Детская литература, 1986. – 190 с.: фот.
5. Виеру, Н. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» [Текст]: Музыкальные формы и драматургия / Н. Виеру. – М.: Музыка, 1972. – 180 с.
6. Друскин, Михаил Семёнович. Вагнер [Текст] / М. С. Друскин. – 2-е изд. – М.: Музгиз, 1963. – 95 с.: портр.; 20 см (Библиотечка любителя музыки). – «Лит. произведения Вагнера», в конце книги.
7. Кенигсберг, Алла Константиновна. Оперы Вагнера «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин» [Текст] / А. К. Кенигсберг. – М.: Музыка, 1967. – 80 с.: ил.
8. Крауклис, Г. В. «Лоэнгрин» Р. Вагнера [Текст]: Путеводитель по опере. 2-е изд., перераб. / Г. В. Крауклис. – М.: Музыка, 1988. – 62 с. : муз. пр.
9. Левик, Б. Рихард Вагнер [Текст] / Б. Левик. – М.: Музыка, 1978. – 447 с.: муз. пр., ил.
10. Оржеховская, Фаина Марковна. Воображаемые встречи [Текст]: Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере: [Для старш. возраста] / Ф. М. Оржеховская. – М.: Детская литература, 1964. – 311 с.: муз. пр., ил.; 22 см (В мире прекрасного).
11. Сидоров, А. А. Вагнер Рихард [Текст] / А. А. Сидоров. – М.: Журнально-газетное объединение, 1934. – 271 с.: ил., муз. пр.; 16 см (Жизнь замечательных людей).
Отдел литературы по искусству