«Я только Русью жил»

Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦа Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвящённая 170-летию со дня рождения русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926).

Виктор Васнецов родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование Виктор Васнецов получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Жар-птица», «Купец», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри» и многие другие.

Когда же в 1899 году на выставке Васнецова в Академии художеств появились «Богатыри», это уже был подлинный триумф художника.

Картина «Богатыри» – вершина эпического творчества Васнецова. Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтёт каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь, если он друг.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нём начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусства» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определённое отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову», – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут своё начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн, особенно на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д. В 1885–1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Он смело ввёл в иконописную живопись русские народные типы, благодаря чему образа Владимирского собора приобрели не свойственные канонической иконописи живость и выразительность.

Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Васнецов был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесён на Введенское кладбище Москвы.

Литература, представленная на выставке:

1. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.

2. Ветрова Г. Русское искусство. – М.: Белый город, 2002. – 63 с.

3. Государственная Третьяковская галерея / ред. М.М. Розовская. – М.: Советский художник, 1988. – 22 с.

4. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.

5. Русские художники от А до Я. – М.: Слово, 1996. – 216 с.

6. Самин Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

7. Турчин В.С. Портреты русских писателей. – М.: Просвещение, 1971. – 95 с.

8. Энциклопедия живописи / Н.А. Борисовская, С.И. Козлова. – М.: АСТ, 1997. – 799 с.

9. Яковлев В.Н. О великих русских художниках. – М.: Академия художеств СССР, 1952. – 190 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной

и эстетической работы