«Искусство мыслить в камне».

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Искусство мыслить в камне», посвященная Исламской архитектуре.

Исламская архитектура является одной из самых знаменитых строительных традиций в мире. Известный своими яркими цветами, богатыми узорами и симметричными силуэтами, этот особый подход был популярен в мусульманском мире, начиная с VII-го века. Исламская архитектура охватывает широкий спектр как светских, так и религиозных стилей от ранней истории ислама до наших дней. На то, что сегодня называют исламской архитектурой, влияют римские, византийские, персидские и все другие земли, завоеванные мусульманами в VII и VIII веках. Дальше на восток он также находился под влиянием китайской и индийской архитектуры, поскольку ислам распространился на Юго-Восточную Азию. Он развивал четкие характеристики в виде зданий, а также украшение поверхностей исламской каллиграфией и геометрическим орнаментом и чересстрочным орнаментом. Основными исламскими архитектурными типами для больших или общественных зданий являются: мечеть, гробница, дворец и форт. Из этих четырех типов лексика исламской архитектуры выведена и используется для других зданий, таких как общественные бани, фонтаны и внутренняя архитектура.

Первая в мире мечеть была построена после хиджры пророка Мухаммеда. Впоследствии мечети возводились в городах, которые были завоеваны мусульманами. После завоевания Мекки в каждой мечети начали строиться михрабы (специальные ниши, указывающие киблу – направление к Каабе). В большей мере это мечети, которые имеют четыре террасы и колонны. В этих величественных сооружениях отчетливо прослеживается влияние других культур, развивающихся внутри исламской цивилизации. Например, во внешнем виде мечетей Северной Африки, исламской Испании, во дворце Альгамбра в Гранаде или в мечети в Кордове можно найти архитектурные элементы римского и византийского искусства. Минарет – это шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и закрытой лестницей. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры. Расписные купола, являющиеся неотъемлемой частью исламской архитектуры, всегда притягивали к себе большое внимание. Один из самых известных куполов исламской архитектуры – купол Тадж-Махала. Он относится к иранскому архитектурному стилю (XVII век нашей эры). В конце XIX века произошло комбинирование исламских куполов с западной архитектурой. Ещё одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Исламские арки, заметные как в подъездах, так и в интерьерах религиозных и культурных сооружений, подразделяются на четыре основных стиля: остроконечный, оги, подковообразный и многолистный. Последним элементом исламской архитектуры является внимание к орнаментальным деталям. Часто зарезервированный для интерьеров, этот щедрый подход к украшению включает драгоценную плитку, расположенную в геометрической мозаике, узорчатую кирпичную кладку и калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения. Наряду с монументальными куполами, завораживающими сводами мукарны и характерными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской строительной практики.

Литература, представленная на выставке:

1. Буркхардт Т. Искусство Ислама. Язык и значение: монография / Т. Буркхардт; перевод с английского Н. П. Локман. - Таганрог: Ирби, 2010. - 288с.: ил.

2. Веймарн Б. Классическое искусство стран ислама / Б. В. Веймарн; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. - Москва: Издательский дом «Искусство», 2002. - 496 с.: ил.

3. Иванов М. Соборная мечеть в Петербурге / М. Иванов. - СПб: Европейский дом, 2006. - 92 с.: ил.

4. Культовые сооружения Дагестана - памятники истории и культуры. - Махачкала: ИП Джамалудинов М. А., 2015. - 30 с.: цв. ил., фот. цв.

5. Льюис Д. Замки.75 самых красивых замков мира: альбом / Д. Льюис, К. Накви. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2009. - 160 с.: ил.

6. Моццати Л. Исламское искусство: альбом / Л. Моццати; перевод с итальянского С. В. Зонова. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2012. - 319 с.: ил.

7. Образ мечети = Image of Mosgue / автор и составитель Г. В. Ласикова. - Москва: Издательский дом «Марджани», 2015. - 335 с.: цв. ил.

8. Стародуб-Еникеева Т. Сокровища исламской архитектуры / Т. Стародуб-Еникеева. - М.: Белый город, 2004. - 456 с.: ил.

9. Stierlin, Henri. Islam from Baghdad to Cordoba = Исламская архитектура / H. Stierlin. - Hong Kong: TASCHEN, 2009. - 224 p.

10. Татарский Шамаиль: традиции и современность = Tatar Shmail: The World of traditions and today / ответственный редактор И. Алексеев, М. Филатова; составитель: И. Гимадеев, М. Филатова. - Москва: Издательский дом «Марджани», 2015. - 208 с.: цв. ил.

11. Татарский шамаиль. Конец XIX - начало XX века: шамаили на стекле, османские шамаили, литографированные шамаили: из собрания Фонда «Марджани» / составитель: И. Л. Алексеев, В. О.Бобровников, М. Ю. Филатова. - Москва: Издательский дом «Марджани», 2013. - 223 с.: ил.

12. Улуханли Л. Mosgues: Splengors of Islam / Л. Улуханли. - New York: RIZZOLI интернационал, 2018. - 304 p.

13. Шуази О. Всеобщая история архитектуры / О. Шуази. - М.: ЭКСМО, 2009. - 704 с.: ил., фот.цв.

Отдел литературы по искусству