Информационно-просветительский час ко Дню славянской письменности и культуры «Отцы книгопечатания»: Иоганн Гуттенберг и Иван Федоров.

Ежегодно 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры, один из праздников, имеющих огромное культурно-историческое значение. Отдел редких книг Национальной библиотеки РД, ежегодно проводит цикл мероприятий, приуроченных этому дню. Традиционно освещая историю возникновения письменности, алфавита и книг - в этом году мы решили напомнить ребятам о «отцах книгопечатания»: Иоганне Гуттенберге и Иване Федорове.

Идея книгопечатания в XV веке «носилась» в воздухе. Многие пытались осуществить ее, многие размышляли, создавали, и им что-то удавалось, но лишь одному удалось все сделать. Это был Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. С годами улучшалась техника печати, росли умение и вера в свои силы. Первою книгою, отпечатанною изобретенным тайным искусством, считается «Латинская грамматика» Элия Доната. Несколько листов ее дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже. Словолитная техника Гутенберга просуществовала до середины XIX в., когда появились словолитные машины. Но технологические основы процесса изготовления шрифта остались прежними. В течение пятидесяти лет было основано 1099 типографий, выпустивших в общей сложности около десяти миллионов экземпляров печатных книг. Книги эти – драгоценные памятники культуры – историки называют их инкунабулами. «Кунабулум» – по-латыни означает «колыбель». «Инкунабула» – «в колыбели».

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову. Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. На Руси зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», то есть типографию. Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, «правильни» стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник. Московский печатный двор в середине XVII в. Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» — 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец. Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30-40. Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник». Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

По приглашению заведующей отделом редких книг, 23 мая 2025 года приехали учащиеся 8-9 классов одной из школ города Кизилюрт. После ознакомительной экскурсии по библиотеки, ребята с удовольствием послушали рассказ о первопечатниках, посмотрели первые датированные древнерусские книги: Остромирово Евангелие 1056 года и Изборник Святослава 1073. На сегодня это подлинные шедевры книжного дела Древней Руси! Образцом геральдика-эмблематической поэмы может считаться книга Семеона Полоцкого «Орел Российский» ну и конечно эмблематическая эпиталама (свадебная песня) в стиле русского барокко Кариона Истомина «Книга любви знак в честен брак».