«Эпистемологический субъект Востока. Опыт осознания Иного»

28 февраля, в последний день зимы, в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Расула Гамзатова состоялось очередное заседание философского интеллектуального клуба  «Эпохе».

Модератором и докладчиком выступил студент Дагестанского государственного университета Руслан Аккаев.

После вступительного слова Р. Аккаев выступил с темой «Эпистемологический субъект Востока. Опыт осознания Иного»

В начале доклада речь шла о тех основаниях и предпосылках формирования колониальной системы и первых попытках переосмыслить запад. Эдвард Саид пишет книгу «Ориентализм» и запускает постколониальные исследования, пользуясь философским инструментарием Фуко. Он считал, что Запад создает образ иного и образ Востока, который второй принимает. Он также через востоковедение создает концептуальную и идеологическую базу для аргументации легитимности колониальной экспансии.

Восток, принимая паттерны, которые ему навязывает Запад, впадает в состояние двойного сознания и межкультурной позиции: когда один и тот же человек обладая своим «Я» одновременно смотрит на себя с другой стороны. Постколониальные исследования направлены на изучение специфики колониальных отношений и отношений знания и власти изучая существующий дискурс в лучших традициях Мишеля Фуко.

Деколониальный поворот легитимизирует иного, иной как другой онтологический субъект обладающий иной моделью мировосприятия. Представителем деколониального поворота, работы которого нам доступны, следует обозначить Мадину Тлостланову, нашу современницу. Деколониалисты изучают не колонизм, а колониальность. Для отказа от колониальности, эмансипации от нее необходимо также, во-первых, провести эмансипацию от культа разума. Иной – это тот, кто иначе воспринимает прекрасное. И вместо эстетики предлагается эстезис, как еще осмысленная ее форма знания, и критерием инаковости — иной способ эстетического восприятия мира. Смирнов делает другой ход, иной — это тот, кто иначе организует смысл. И он видит иного в арабо-мусульманской культуре и допускает другие вариации организации смысла. Если европеец видит мир субстанционально и познает мир в дихотомии материального и идеального, формы и материи, субъекта и предиката, а сам принцип организации смысла выражается в предикации субъекта через соотнесение с субстанцией ее свойств, то воспитанник арабской культуры видит мир как совокупность процессов. И процесс становится возможным через взаимобуславливание друг друга скрытого и явного. Политика возможна там, где есть государство (явное), но государство невозможно без законов и норм. Предикация субъекта там, в свою очередь, проистекает через его участие в процессе. Мир выглядит не как совокупность субстанций, а как совокупность процессов.

Далее участники заседания задавали вопросы докладчику, вступали в полемику, делали замечания и добавляли свое.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ