июля 2019

«Академик русского портрета»

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернул книжную выставку, посвящённую 175-летию со дня рождения выдающегося русского художника Ильи Репина.

Родился будущий художник Илья Ефимович Репин 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, получил с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.

Вся репинская жизнь, в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд – провинциального иконописца – в Петербург, счастьем – сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в своё законное первенство осталось в нём навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера.

Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».

Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.

В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять-двенадцать лет Репин создаёт большинство своих наиболее известных произведений, таких как «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создаётся впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.

В характеристиках привилегированной части толпы – мещан, купцов, кулаков и помещиков – отчётливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах – выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ, посвящённых революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своём желании писать картины «из самой животрепещущей жизни».

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создаёт замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси д’Аржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных («Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же); ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.

Репин проявил себя и как высокоодарённый педагог. Был профессором – руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников – Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал частные уроки В. А. Серову.

Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.

Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. 

Литература, представленная на выставке:

  1. 50 великих русских художников. / М.: 2008. – 303 с.
  2. Атлас мировой живописи. / М.: 2009. – 368 с.
  3. Ванслов В. В. Что такое искусство / М.: Изобраз. искусство, 1989. – 328 с.
  4. Дмитриева Н. Краткая история искусств / М.: 2000. – 623 с.
  5. Императорская Академия художеств / М.: 1997. – 343 с.
  6. Ионина Н. А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2002. – 512 с.
  7. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 360 с.
  8. Пейзаж в русской живописи / В. М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.
  9. Русские художники от «А» до «Я». – М.: Слово, 1996. – 216 с.
  10. Русское искусство. Детская энциклопедия / автор Г. Ветрова / М.: 2002. – 64 с.
  11. Шедевры русского искусства / сост. М. В. Адамчик. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.
  12. Энциклопедия русской живописи / под ред. Т. В. Калашниковой – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 351 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы

Дети из «Талантии» в гостях у Национальной библиотеки РД

25 июля 2019 года дети из Центра развития «Талантия» посетили Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова.

Сегодня библиотека не просто хранилище книг, куда мы отправляемся за поиском необходимой информации. Библиотека была и будет местом, где можно узнать много интересного и полезного. Это центр творческого развития, предоставляющий условия для общения между людьми различных поколений.

Книги служат для того, чтобы расширять представление человека о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Современные дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Чтобы приобщить ребят к  чтению, библиотекари часто приглашают их побеседовать об интересных произведениях, показать яркие иллюстрированные издания.

Главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева рассказала о значении книг для ребёнка и провела с детьми викторину «Знаете ли вы сказочных литературных героев?». Школьники увлечённо и активно отвечали на вопросы викторины. Затем для них был просмотр добрейшего и поучительного американского анимационного фильма «Повелитель страниц».

Главным героем мультфильма становится маленький мальчик по имени Ричард Тайлер. Ричард невероятно похож на большинство современных детей: он не любит то, чего должны любить дети в его возрасте, не интересуется спортом и весёлыми играми, не верит ни во что прекрасное и тем более в чудеса. В возрасте десяти лет наш герой уже смотрит на всё как расчётливый, серьёзный и прагматичный взрослый. Ричард никогда не задумывался о том, чтобы попутешествовать по сказкам или порадоваться простому солнышку, и, в отличие от многих мальчиков, парень боится совершать непродуманные поступки.

Но однажды, когда наш герой отправился в магазин, на улице начался сильный дождь, от которого пришлось прятаться в стенах библиотеки. И здесь неведомая волшебная сила отправила мальчика на страницы самых разнообразных сказочных книг. Теперь нашему герою придётся побывать в удивительных местах, пережить множество поистине удивительных приключений и раз и навсегда полностью поменять свой взгляд на жизнь.

Фильм детям очень понравился. Затем заведующая отделом иностранной литературы Шамай Мамаева провела для них экскурсию по главной библиотеке республики. Школьники прослушали рассказ обо всех отделах библиотеки и о мероприятиях, проводимых в ней.

Заведующая отделом национальной и краеведческой литературы Патимат Муртузалиева рассказала об отделе, где собраны книги о родном крае, а также о празднике «День Конституции РД».

С хорошим и позитивным настроением будущие читатели отправились гулять в парк.

Отдел культурных программ

Библиотекари в гостях у детворы в лагере «Надежда»

24 июля 2019 года сотрудники Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова посетили оздоровительный лагерь будущих предпринимателей и защитников природы «Надежда». Лагерь расположен на живописной территории вблизи моря в Каякентском районе.

Программа пребывания в лагере библиотекарей была нацелена на пропаганду книги и чтения среди отдыхающих детей. Ребятам рассказали о Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова, о том, какую работу проводят работники библиотек среди подрастающего поколения: в частности, прививают любовь к литературе, к своей культуре и истории. Так, для детей младшего школьного возраста была организована беседа «Что ты знаешь о Конституции?», посвящённая Дню Конституции Дагестана, который будет отмечаться в нашей республике 26 июля. Заведующая отделом текущих периодических и новых поступлений Марият Абасова в интересной и увлекательной форме рассказала детям о роли и значении Конституции в жизни каждого дагестанца. Ребятам было интересно узнать о значении символики, определяющей самобытность и неповторимость горного края и его многонационального народа. Дети подробно ознакомились с гербом, флагом и прослушали гимн нашего края.

Заведующая отделом культурных программ Муслимат Абакарова провела с ребятами викторины и разминку «Любопытные факты о животных» на экологическую тематику, загадала загадки, посвящённые любимым литературным героям. С большим увлечением детвора включилась в игру-лото «Известные исторические личности».

В свою очередь, дети поделились впечатлениями о мероприятии и стали сами активно задавать вопросы, интересоваться, какие книги и журналы есть в библиотеке.

Приятным сюрпризом для детей и подростков стали комплекты журналов, переданных им в дар от Национальной библиотеки РД.

Руководство лагеря поблагодарило гостей и выразило надежду на дальнейшее сотрудничество. 

Отдел культурных программ,

отдел текущих периодических и новых поступлений

«Многогранность таланта»

24 июля в читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы состоялось заседание Клуба национальных языков (аварская секция), посвящённое 65-летию аварской писательницы Баху-Меседу Расуловой.

Баху-Меседу Расулова – лауреат Всероссийской литературной премии имени А. Г. Грибоедова с вручением медали А. С. Грибоедова «За вклад в российскую литературу», автор более тридцати книг поэзии, прозы и публицистики на аварском, русском и каратинском языках, член Союза писателей России, Союза журналистов России, Литературного фонда России, заслуженный работник культуры Республики Дагестан.

За творческие успехи она награждена именной золотой медалью «Имам Шамиль», почётными грамотами Республики Дагестан, российского Конгресса кавказских народов, Министерства по национальной политике и внешним связям Республики Дагестан.

Баху-Меседу – первая женщина-аварка, ставшая профессиональным переводчиком, первая женщина-дагестанка, которая в это тревожное время одна на общественных началах объездила весь Северный Кавказ с доброй миссией и выпустила книгу «Поездки с доброй миссией».

Произведения поэтессы переведены на азербайджанский, лезгинский, арабский, английский, чеченский и многие другие языки.

* * *

Всхожу на трон свободы,

Вершина, а не тьма,

Люблю читать природы

Здесь мудрые тома. 

Мне так необходимо

Жить с песней на устах,

Себе быть господином,

Быть с совестью в ладах.

                                                                                      (Перевод с аварского Владимира Полушина)

В отделе краеведческой и национальной литературы представлена книжная выставка «Многогранность таланта», посвящённая творчеству Баху-Меседу Расуловой. Заведующая отделом провела устный обзор выставки, рассказала о творческом и жизненном пути аварской писательницы, подробно ознакомила присутствующих с прозой и публицистикой Баху-Меседу Расуловой.

Любители поэзии с большим удовольствием продекламировали стихи Баху-Меседу Расуловой как на русском, так и на аварском языке.

Отдел краеведческой и национальной литературы

«Свой среди чужих»

В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова оформлена книжная выставка, посвящённая 90-летию со дня рождения Василия Шукшина.

На выставке представлена художественная литература, рассказывающая о жизни и творчестве писателя, известного широкому кругу читателей.

Василий Макарович Шукшин (1929—1974), писатель, кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. После школы работал слесарем, служил во флоте, был директором вечерней школы в родном селе. С 1954 г. жил в Москве. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1961 г.), учился у М. И. Ромма. В 1959 г. начал публиковать рассказы, составившие первый сборник «Сельские жители» (1963 г.).

В 1964 г. по своему сценарию Шукшин поставил фильм «Живёт такой парень», получивший приз «Золотой лев» на Международном кинофестивале в Венеции. Главный герой фильма Пашка Колокольников – человек, по определению автора, «стихийного образа жизни».

В фильмах «Там, вдали» (1968 г.) и «Печки-лавочки» (1973 г.) Шукшин противопоставляет «свежесть» деревни стандартности города. Он сталкивает человека, жаждущего душевного праздника, с бездуховностью мещанской жизни.

Наибольшую художественную силу эта тема обрела в киноповести «Калина красная» (1973 г.), послужившей сценарием для одноимённого фильма в постановке автора и с его участием как исполнителя главной роли. Картина стала победителем на 7-м Всесоюзном кинофестивале в Баку (1974 г.). Стремление к эпической форме проявилось в романе «Любавины» (1965 г.), фильме «Конец Любавиных» (1972 г.), киноромане «Я пришёл дать вам волю» (1971 г.) о Степане Разине и картине «Странные люди» (1971 г.).

Литературный стиль Шукшина ярко окрашен колоритом народно-разговорной речи.

Василий Макарович скоропостижно умер 2 октября 1974 г. в станице Клетской Волгоградской области на съёмках фильма «Они сражались за Родину».

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Список представленной литературы:

1. Шукшин В. М. До третьих петухов: Рассказы и повесть / В. М. Шукшин. – М.: Дет. лит., 2005. – 302 с.

2. Шукшин В. М. Беседы при ясной луне. Рассказы / В. М. Шукшин.- М.: Сов. Россия, 1975. – 320 с.

3. Шукшин В. М. Калина красная. Киноповесть / В. М. Шукшин. – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. – 627 с.

4. Шукшин В. М. Брат мой. Рассказы, киноповесть, сказка / В. М. Шукшин. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1981. – 416 с.

5. Шукшин В. М. Горе. Рассказы / В. М. Шукшин. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. – 592 с.

6. Шукшин В. М. Я пришёл дать вам волю. Роман / В. М. Шукшин. – М.: Современник, 1982. – 383 с.

7. Чалмаев В. А. В. М. Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий / В. А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 136 с.

Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку! 

Универсальный читальный зал

«Волшебство книжного лета»

23 июля 2019 года БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова совместно с Правлением Союза писателей РД организовали и провели выездное мероприятие «Волшебство книжного лета» в пришкольном лагере школы-гимназии № 8 г. Махачкалы.

Мероприятие было организовано, чтобы расширить и углубить знания подрастающего поколения о дагестанской поэзии, о знаменитых поэтах и писателях, пишущих на всех языках народов Дагестана, и помочь детям и подросткам обрести своё предназначение в области поэтического творчества, начиная с азов.

Встречу открыла заведующая БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова Байрамкиз Джалилова. Она отметила, что БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова на протяжении длительного периода строит свою деятельность в тесном контакте с Правлением Союза писателей РД и проводит работу по пропаганде поэтического творчества среди детей и молодёжи, в том числе смотры, конкурсы, фестивали. Пропаганда поэтического творчества является одним из приоритетных направлений в работе библиотечно-информационного молодёжного центра НБ РД им. Р. Гамзатова.

Затем слово было представлено одному из заслуженных людей в области поэтического творчества, аксакалу дагестанской поэзии, внёсшему большой вклад в развитие дагестанской литературы, поэту, лауреату литературной премии им. Махмуда из Кахаб-Росо и литературной премии им. Р. Гамзатова, члену Союза писателей СССР, России и РД, секретарю Правления Союза писателей РД, переводчику, награждённому медалью Фонда им. Шамиля, отличнику народного просвещения РФ, заслуженному работнику культуры РД Максуду Зайнулабидову. Максуд Магомедович рассказал ребятам интересные факты из своей биографии, поведал о том, как он начинал писать стихи, будучи учеником средней школы с. Тунзи Гергебильского района. Максуд Зайнулабидов говорил о том, что при работе в разных сферах ему приходилось сталкиваться с разнообразными людьми при различных обстоятельствах, ездить по Дагестану и далеко за пределы нашей республики, о том, что это и легло в основу его творческих произведений.

С доброй памятью и искренним уважением вспоминал Максуд Магомедович о своём творческом наставнике, широко известном как на Северном Кавказе, так и далеко за его пределами поэте Расуле Гамзатове. Максуд Магомедович с удовольствием продекламировал школьникам свои стихотворения.

В ходе беседы юные слушатели задавали Максуду Магомедовичу вопросы и получали подробные ответы. Выступление Максуда Зайнулабидова вызвало бурные аплодисменты.

Далее перед юными зрителями выступила аварская поэтесса Залму Магомедова. Она рассказала ребятам о своём поэтическом творчестве, о том, что начала писать стихи с юных лет. Воспитанники пришкольного лагеря с удовольствием послушали стихотворения Залму Батыровой на русском и аварском языках в авторском исполнении. Залму Магомедовна поделилась с ребятами своими мыслями о том, что без книг трудно представить нашу жизнь, а роль поэзии в современном обществе многогранна, поэзия призвана выражать человеческие чувства: любовь и разлуку, наслаждение природой. Роль поэзии, как и во все времена, остаётся громадной, поэзия несёт в себе мудрость, опыт и нравственность многих поколений. Залму Магомедовна акцентировала внимание на том, что поэтический дар даётся от природы и живёт в человеке всю жизнь, а раскрыть свой талант необходимо всем, кто проявляет интерес к поэзии.

Перед ребятами выступила поэтесса, журналистка Наталья Лейла Бахадори, примечательной чертой поэзии которой является художественная завершённость и идейная весомость. В её стихах живут любовь к родному очагу и новому краю, который она полюбила не меньше, чем свой родной. Она рассказала об интересных моментах из её жизни, учёбы и работы, об общении с людьми, об обстановке, в которой она выросла; всё это стало главными темами в её творчестве. Наталья Лейла Бахадори прочитала ребятам свои стихотворения, которые они тепло восприняли.

Со словами благодарности в адрес гостей и организаторов мероприятия выступила директор пришкольного лагеря школы-гимназии № 8 г. Махачкалы Умукусум Акамовна Шеихахмедова.

Проведение мероприятия «Волшебство книжного лета» продемонстрировало интерес представителей подрастающего поколения к знаниям о дагестанской поэзии, о наших поэтах и писателях и желание развивать свой талант в области поэтического творчества. 

Зав. БИМЦ Б. Д. Джалилова,

гл. библиотекарь А. Н. Моллаев

Библиотека как центр личностного и образовательного развития школьника

23 июля 2019 года Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова посетили дети из пришкольного лагеря на базе гимназии №28. Махачкалы.

В увлекательную и интересную программу, которые подготовили сотрудники библиотеки, вошёл показ просветительно-развлекательного фильма «Этикет». Ребята с большим удовольствием посмотрели фильм, а после просмотра поделились впечатлениями и пообещали вести себя так же правильно, как герои фильма.

Неотъемлемым компонентом программы посещения детьми Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова является экскурсия по главному книжному храму республики. Особенно заинтересовал ребят отдел редкой книги, где они ознакомились с уникальными книжными изданиями.

Многочисленные красочные книжные выставки, стеллажи с книгами и каталоги на некоторое время отвлекли детей от гаджетов, которыми увлекается современное юное поколение.

В завершение мероприятия руководители и дети из пришкольного лагеря поблагодарили организаторов встречи и обещали в дальнейшем стать читателями библиотеки.

Отдел культурных программ

«Волшебство книжного лета»

23 июля 2019 года в 11.00 БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова совместно с Правлением Союза писателей РД проведет выездное мероприятие «Волшебство книжного лета» в пришкольном лагере школы-гимназии № 8 г. Махачкалы.

Цель мероприятия – приобщить представителей подрастающего поколения, находящихся на летнем отдыхе в пришкольном лагере школы-гимназии № 8 г. Махачкалы, к знаниям о дагестанской поэзии, познакомить их с творчеством детских писателей, пишущих на всех языках народов Дагестана, и помочь сделать первые шаги в поэтическом творчестве.

На встречу с детьми и подростками приглашены член Союза писателей России и РД, заместитель председателя Правления Союза писателей РД народный поэт РД Марина Анатольевна Ахмедова, член Союза писателей России и РД народный поэт РД Шейит-Ханум Арсланалиевна Алишева, член Союза писателей России и РД народный поэт РД Аминат Абдулманаповна Абдулманапова, член Союза писателей России и РД Айшат Магомедовна Малачиева, член Союза писателей России и РД Максуд Магомедович Зайнулабидов.

Дата мероприятия

Литературный календарь на июль 2019 года

В универсальном читальном зале был выставлен литературный календарь на июль 2019 года.

20 июля -715 лет Франческо Петрарка (1304- 1374)

Франческо Петрарка - итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Он родился в Ареццо в семье нотариуса. В 1312 семья переехала из Ареццо в Авиньон.

Образование получил сначала в Монпелье, а затем в Болонском университете. Однако он ненавидел юриспруденцию. Поэтому после смерти близких бросил занятия и вернулся в Авиньон. Принял духовное звание, которое открыло ему доступ к папскому двору (1326). Петрарка увлёкся блеском придворной жизни.

В 1327 в церкви св. Клары он встретил красивую молодую женщину, которую воспел в стихах. Его сборник «Книга песен» составлен из сонетов, канцон, секстин, баллад, мадригалов, воспевающих его идеализированную любовь Лауру. Она была замужней женщиной, имела 11 детей и отказалась стать любовницей. Слава «певца Лауры», доставила ему покровительство влиятельных лиц, в частности семьи Колонна. В 1330 Петрарка поступил на службу к Джованни Колонна, давшему поэту возможность изучать античных писателей. Он собирал библиотеку, переписывал рукописи древних авторов и даже сочинил в подражание Теренцию комедию «Филология» (не сохранилась).

В 1333 Петрарка совершил путешествие по Франции, Фландрии, Германии. Всюду он осматривал памятники и искал древние рукописи. Начиная с 1337 он часто проводил дни в уединении в своем доме в Воклюзе, близ Авиньона.

Последние двадцать лет жизни (с 1353) провёл сначала в Милане, затем в Венеции и в Падуе.

Помимо «Африки» поэт создал 12 эклог (1346-1356) в подражание «Буколикам» Вергилия. Большая часть их носила обличительный характер.

Особое место в его творчестве занимали исторические труды, в которых он пытался суммировать отрывочные данные современников: «О знаменитых мужах», «О достопамятных вещах» и др.

Диалог «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» – его духовная автобиография.

Список литературы:

1. Петрарка Ф. Сама Любовь: Стихи / Петрарка Ф.- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.-320с.

2. Петрарка Франческо. Триумфы / Франческо Петрарка. -М.: Время, 2000.-253с.

3. Петрарка Франческо. Канцоньере. /Франческо Петрарка.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999.-736с.

21 июля – 120 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя (1899—1861)

Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук-Парк (штат Иллинойс, США) в семье врача.

Во время Первой мировой войны юноша не попал в армию, так как из-за травмы один глаз у него практически не видел. Однако в 1918 г. Хемингуэй отправился на итальянский фронт как доброволец Красного Креста. Через три месяца будущий писатель был тяжело ранен. После взрыва мины в его теле оказалось 237 осколков.

В 1920 г. вернувшийся с войны Хемингуэй женился на Хелли Ричардсон. Семейная жизнь с ней длилась всего четыре года.

Писать Хемингуэй начал под влиянием общения с членами литературного кружка, в котором он познакомился с Дж. Джойсом, Эзрой Паундом. Особенностью творчества Хемингуэя был специфический реализм с сильным экзистенциалистским оттенком. Писатель стремился «проникать в самую суть явлений», «говорить правду».

Первая книга Хемингуэя – «Три рассказа и десять стихотворений» – вышла в 1923 г. В 1925 г. увидел свет сборник «В наше время», в 1926 г. – романы «Вешние воды», «И восходит солнце», в 1927 г. – сборник рассказов «Мужчины без женщин».

В этот период писатель становится уже достаточно известным. Он начинает плодотворно сотрудничать с издательством Чарльза Скрибнера. В 1927 г. Хемингуэй женился вторично – на немецкой журналистке Полине Пфайфер. Примерно в это же время появился роман «Прощай, оружие!», который сделал автора по-настоящему знаменитым. Следом были написаны «Смерть после полудня» (1932 г.), «Зелёные холмы Африки» (1935 г.) и др.

Писатель много путешествовал. Впечатления от путешествий были отражены во многих произведениях, например «Смерть после полудня» и «Снега Килиманджаро».

В 1936 г. Хемингуэй организовал сбор денег и одежды для республиканцев, сражающихся в Испании. Он и сам отправился в Испанию воевать в иностранном легионе против франкистов. В этот период были созданы роман «Иметь и не иметь» (1937 г.), пьеса «Пятая колонна» (1938 г.), сценарий «Испанская земля» (1938 г.), роман «По ком звонит колокол» (1940 г.).

Во время Второй мировой войны Хемингуэй активно участвовал в антифашистской агитации.

В 1952 г. была опубликована повесть «Старик и море». В 1954 г. писатель получил Нобелевскую премию по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в "Старике и море", за влияние, которое он оказал на современный стиль».

21 июня 1961 г. Хемингуэй покончил с собой, застрелившись. Причиной стала тяжёлая депрессия, которая мучила его уже долгое время.

Список литературы:

1. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! Повести / Э. Хемингуэй. – М.: Худож. лит., 1988. – 558 с.

2. Хемингуэй Э. Избранные сочинения / Э. Хемингуэй. – М.: Вече; Альд; Литература; 2002. – 544 с.

3. Хемингуэй Э. По ком звонит колокол / Э. Хемингуэй. – М.: Правда, 1988. – 592 с.

4. Хемингуэй Э. Фиеста. Прощай, оружие / Э. Хемингуэй. – М.: Вече; Альд; Литература, 2002. – 480 с.

Универсальный читальный зал

«Нежность балерин»

Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организовали красочную и познавательную выставку, посвящённую 185-летию со дня рождения выдающегося французского художника Эдгара Дега.

19 июля 1834 года в Париже родился французский живописец Эдгар Дега, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения в обеспеченной семье банкира аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Эдгар рос способным ребёнком: увлекался латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что у него нет склонностей к занятиям юриспруденцией. Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств.

Молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса. Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая, какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, объединить античность и современность в рамках своего творчества у Дега не вышло.

Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создаётся серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатлённых Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью. Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения. В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалёвка.

Дега был не только живописцем, но ещё скульптором и, что ещё более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал – только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега – это мимолётные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины. После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе. Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки.

Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.

Список литературы:

1. Геташвилли Н. В. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 267 с.

2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт. – 2000. – 624 с.

3. Ионина Н. Сто великих картин / Н. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 507 с.

4. Камминг Р. Художники. – М.: Слово, 1999. – 111 с.

5. Клод Ф. История изобразительного искусства. – М.: БОММАО, 2005. – 516 с.

6. Самые знаменитые художники мира: пер. с англ. / под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.

7. Самин Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

8. Жабцев В. М. Французская живопись. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы