В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Женщины-художницы», посвященная Международному женскому дню 8 марта.
В Международный женский день вспоминаем женщин-художниц разных эпох, остававшихся в тени более успешных коллег-мужчин. К сожалению, стоит признать, что женщин-художниц знают немногие. У всех на слуху разве только несколько имен, среди которых, например, такие, как Фрида Кало, Зинаида Серебрякова, Наталья Гончарова, Тамара де Лемпицка, Лидия Бродская и др. Больше того, многие любители живописи не назовут даже этих замечательных творцов. Между тем знаменитые художницы прошлого и современности ничем не уступают художникам-мужчинам. Их творчество так же талантливо, виртуозно, самобытно.
Предлагаем вам познакомиться с некоторыми именами знаменитых женщин-художниц.
Наталия Гончарова — амазонка авангардизма и правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги великого русского поэта. Премудрости живописи постигала под руководством выдающегося художника и педагога Константина Коровина, вместе с мужем — М. Ф. Ларионовым, одним из основателей русского авангарда, — организовала объединение «Ослиный хвост». А в 1915 году получила приглашение Сергея Дягилева для работы над Русскими сезонами — гастролями артистов оперы и балета, в Париже. Кстати, к слову о Пушкине: в свое время художница оформила и «Сказки о царе Салтане».
Зинаида Серебрякова — русская художница-реалист и деятель искусства в третьем поколении: ее дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа. С кистью и холстом Зинаида подружилась с детства. Чтобы писать крестьянские будни, с рассветом приходила в поле. Это сегодня полотно художницы продаются за баснословные деньги. А при жизни в Париже она пыталась заработать на жизнь написанием портретов, но очень часто просто дарила их заказчикам. Из-за бедности Серебрякова даже была вынуждена самостоятельно изготавливать краски. Вернуться в Россию она так и не смогла: Вторая мировая война отрезала ее от Родины. Пожалуй, самая знаменитая картина Зинаиды Серебряковой, подарившая ей известность, автопортрет художницы «За туалетом», а картину «За завтраком», героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов.
Выдающаяся русская и советская художница Елизавета Кругликова за свою долгую творческую жизнь создала много прекрасных работ в самых разных жанрах и техниках – цветные офорты и монотипии, плакаты и силуэтные портреты современников, живописные произведения, а также декорации и эскизы кукол для театра марионеток. Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок. 1000 работ) серия портретных изображений современников, преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А. Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.).
Заслуженный деятель искусств РСФСР Софья Марковна Юнович – выдающийся театральный художник, одна из тех мастеров советского искусства, по творчеству которых можно судить о художественных завоеваниях времени. Ее произведения – яркие, темпераментные, оригинальные – пища для ума и праздник для глаза. С. Юнович работала во многих театрах страны, с разными режиссерами, но особенно близка ей стихия музыкального театра. Эскизы декораций и костюмов С. Юнович, кроме своей прямой функции, несут в себе и качество станковой графики. На выставках они всегда приковывают внимание зрителей
Фрида Кало — известная мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе (в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти.
Тамара де Лемпицка — одна из известнейших фигур направления ар-деко ХХ века. Художница с польскими корнями некоторое время жила в Санкт-Петербурге. Спасая мужа от тюрьмы, куда он угодил с началом революции, Тамара де Лемпицка бежит в Париж, где встречает своего учителя, Андре Лота. Стоит отметить: за мольберт художница встала не от хорошей жизни. Парижские будни отягощались безденежьем. Тамара вспомнила о своих способностях к рисованию. Андре Лот разработал и передал ей знания о синтетическом кубизме, объединяющем академическую живопись и новые приемы Пикассо и Брака. С помощью такого упрощенного варианта кубизма Тамара де Лемпицка и смогла создавать «модные» полотна с намеком на классику — элегантные женские портреты и ню, которые охотно покупали парижские буржуа.
Литература, представленная на выставке:
1. Власова, Раиса Ивановна. С. М. Юнович: [альбом] / Р. И. Власова. – Ленинград: Художник РСФСР, 1988.
2. К. Ф. Власова Живопись: [каталог выставки] / сост. Н. Т. Камразе. – М.: Советский художник, 1981. – 20 с. : ил.
3. Кисилев, М. М. В. Якунчикова (1870–1902) / М. Кисилев. – М.: Искусство, 1979. – 192 с. : цв.ил.
4. Кругликова, Е. С. Альбом / Е. С. Кругликова. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 136 с. : ил.
5. Лебедева, В. Е. Татьяна Назаренко / В. Е. Лебедева. – М.: Советский художник, 1991. – 144 с. : ил.
6. Нере, Жиль. Тамара де Лемпицка. 1898–1980 / Ж. Нере. – М.: TASCHEN/АРТ–РОДНИК, 2006. – 80 с. : ил.
7. Серебрякова. Избранные произведения / авт., сост. Т. А. Савицкая. – М.: Советский художник, 1988.
8. Сидоров, А. Ю. Елена Романова / А. Ю. Сидоров. – М.: Советский художник, 1990. – 112 с. : ил.
9. Попов, А. Елена Кульчицкая / А. Попов. – М. : Советский художник, 1983. – 176 с. : цв. ил.
10. Штреммель, Керстин. Реализм / К. Штреммель. – М.: АРТ–РОДНИК, 2006.
Отдел литературы по искусству