«Женщина в искусстве»

С 6 марта 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная Международному женскому дню 8 Марта.

С древнейших времен живопись, как и другие виды искусства, была прерогативой мужчин. У всех на слуху имена великих художников от эпохи Возрождения до знаменитых модернистов и абстракционистов XX века, вписавших большими буквами свои имена в историю мирового искусства. Чего нельзя сказать о не менее талантливых женщинах- художницах. О них знают совсем немногие.

Впервые начали появляться полотна, подписанные женскими именами, лишь в эпоху Ренессанса. Но, чтобы добиться полного равноправия и признания в изобразительном искусстве понадобилось еще пятьсот лет. Лишь к началу ХIХ века женщины у мольберта заняли свое достойную страницу в истории мирового искусства. Потрясающие портреты Розальбы Карреры, изысканные полотна Мари Виже-Лебрен, поэтичные образы Анжелики Кауфман принесли художницам мировую славу и уважение. Берта Моризо и Сюзанна Валадон своими мастерски написанными полотнами доказали, что они не только модели, вдохновлявшие великих импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, но и сами талантливейшие художницы.
 Так уж исторически повелось, что в России, да, впрочем, и во всём мире, живописью занимались в основном только мужчины, потому среди них гораздо больше известных художников, нежели среди дам.

Мария Башкирцева (1858-1884) - первая художница из Российской империи, чьи картины были выставлены в Лувре. Впрочем, прославилась она не только живописью, но и своим знаменитым дневником, который вела 15 лет, то есть большую часть своей, к сожалению, такой короткой жизни. М. Башкирцева, мастерски владеющая кистью, проникновенно пишет свой «Дождевой зонтик».

Наталья Гончарова (1881-1962), стоявшая во главе авангардного движения, работала в рамках футуризма. Работы отличаются ритмичной заостренностью, условностью. Воплощены интересные крестьянские сюжеты, сцены из трудовой жизни, религиозные композиции. Ее крупноформатные, напоминающие храмовые иконы картины на религиозную тему, воспринимаются как иконные образы. До конца дней она проповедовала русский авангардизм, несмотря на то, что вторую половину жизни находилась во Франции.

А чего стоят работы всеми любимой Зинаиды Серебряковой (1884-1967). Знаменитая картина «За туалетом», а также «Веление холста», «Крестьяне». Ее работы свежи и непосредственны, полны милой ласковой прелести. Особо по своей выразительности раскрывается портретный жанр.

Ольга Розанова (1886-1918) — участница «Союза молодежи», под влиянием футуризма писала городские пейзажи, где было подмечено все самое характерное и выразительное. А такие работы, как «Метроном», «Рабочая шкатулка» погружают нас в покой и тишину. Интересны ее работы из дерева с фигурными композициями. Многогранность таланта Розановой вылилась и в написании картин в супрематической манере.

Н. Удальцова (1886-1961) работала в манере кубизма. Картины «Скрипка», «Музыкальные инструменты», «Кухня», «Ресторан» выполнены в этом стиле. Что отличает работы — тонкий сгармонированный свет, интересный подход к кубизму. Позже она напишет экспрессивные пейзажи, полные внутреннего напряжения и выразительности.

Любовь Попова (1889-1924) также вошла в число наиболее выдающихся мастеров русского авангарда. Сложной ритмичной композицией из рук, голов, треугольников выделяются картины «Путешественницы», «Портрет философа». Была создана целая серия «Живописной архитектоники», где формы предметов в каждом произведении по-разному интерпретируются.

Татьяна Яблонская (1917-2005) является настолько многогранным художником, что, глядя на ее картины, трудно поверить, что все написано одной рукой. Всем известна картина «Утро», на которой девочка делает зарядку у окна. «Хлеб» — сбор урожая, крепкие красавицы-крестьянки. Картины наполнены радость, ощущением счастья и любви.

Виртуозно владея маслом, Татьяна Назаренко (1944г.) создает «Проводы зимы», «Бабушка и Николка». Вихрь праздника проносится на картинах «Новогоднее гуляние», «Карнавал», «Татьянин день». Заслуживает особого внимания инсталляция «Переход», состоящая из 80 фанерных «обманок» в рост человека. Картины Назаренко находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и многих других за рубежом.

Скульптура, казалось бы, совсем «не женский вид» искусства. Но в руках талантливой «слабой половины» скульптура поднялась на новую ступень своего эволюционного развития. Вера Мухина всем нам известна группой «Рабочий и колхозница», созданной из стали в 1937 году для Советского павильона к Всемирной выставке в Париже. Для ее работ характерна монументальность, порыв. В портретный жанр скульптора влились портреты полковника Б. Юсупова, С. Замкова, академика А. Крылова, полковника Л. Хижняка. С.Д. Лебедева. Особенно ей близки модели хорошо знакомых людей: В. Мухиной, А. Твардовского, О. Книппер-Чеховой и др.

Также интересным и оригинальным скульптором того времени была Анна Голубкина, изваявшая портрет Андрея Белого. Трогательна скульптура «Березка» в образе худенькой девушки. Портреты А. Толстого, Л. Толстого характерны и многогранны. Ее скульптурные портреты перекликаются с импрессионизмом, выражения лиц непосредственны и живы.

Здесь представлена лишь малая толика женских имен, вошедших в историю мирового искусства. Великих женщин- художниц помнят и ценят не только за вклад в историю живописи, но и за силу духа, подкупающую искренность и бесконечное упорство в реализации творческих замыслов.

Издания, представленные на выставке:

1.Власова, Клара Филипповна. Живопись. / сост. Н. Т. Камразе. - Москва : Советский художник, 1981. - 20 с. : ил.

2.Горчакова, Татьяна / сост. С. Л. Яралова. - Москва: Художник РСФСР, 1980. - 28 с.: ил.

3.Графика А.П. Остроумовой - Лебедовой : Гравюра и Акварель / авт. вступ. статьи, сост. альбома М. Ф. Кисилев. - Москва: Искусство , 1984. - 133 с.: цв.ил.

4.Воронов, Н. В. В.Мухина / Н. В. Воронов. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 332 с. : ил.

5.Добровольский , О. М.Голубкина / О. М. Добровольский . - М. : Молодая гвардия, 1990. - 348 с. : ил.

6.Костикова, Елизавета Андреевна. / сост.: Н. В. Дмитриева, А. В. Уханова. - М. : Советский художник, 1988. - 26 с. : цв. ил.

7.Курильцева, В.Татьяна Ниловна Яблонская / В. Курильцева. - М.: Советский художник, 1959. - 80 с.: ил.

8.Лебедева, Виктория Ефимовна. Ольга Булгакова: Альбом / В. Е. Лебедева. - Москва : Советский художник, 1990. - 60 с.: цв.ил.

9.Новицкая, Нелли Аркадьевна. Живопись. Графика: Каталог выставки. - Москва: Советский художник, 1981. - : цв. ил.

10.Мозалевская, Нина Викторовна. Живопись театрально-декорационное искусство: Каталог выставки / сост. Г. В. Маревичева ; ответ. ред. Е. Я. Левашова. - Москва: Советский художник, 1985. - : ил.

11.Осипов, Дмитрий. Лидия Исааковна Бродская / Д. Осипов. - Москва: Изобразительное искусство, 1976. - 118 с. : ил., цв. ил.

12.Пшеницына, Галина. Живопись / Галина Пшеницына ; Министерство культуры РД, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. - Махачкала : Дагпресс- Медиа, 2010. - 20 с. : цв. ил.

13.Саидова, Алана Шамсутдиновна. Живопись : каталог персональной выставки / Алана Саидова ; Министерство культуры РД, Театр поэзии. - Махачкала : Мастер, 2023. - 36 с. : цв. ил.

14.Серебрякова, Зинаида. Избранные произведения / составитель Т. А. Савицкая . - Москва : Советский художник, 1988. - 131 с.: ил.

Отдел литературы по искусству