В отделе иностранной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка, посвящённая 175-летию со дня рождения выдающегося французского поэта-символиста Поля Верлена.
Поль Мари Верлен – один из самых известных французских поэтов XIX века, яркий представитель литературного импрессионизма и символизма. Он по праву считается одним из выдающихся лириков. Поэтому его провозгласили «принцем поэтов».
Поль Верлен является автором более тысячи стихотворений. Он ввёл в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость» и другие).
Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 года в городе Мец в семье военного инженера. После отставки отца семья переехала в Париж, где и прошли школьные годы поэта.
В 1858 году Верлен начинает писать стихи, посылает Виктору Гюго стихотворение «Смерть».
1862 году он окончил лицей и поступил на юридический факультет университета. Но из-за материальных проблем семьи в 1864 году начал работать мелким служащим в страховой компании, после – в мэрии одного из парижских районов, а вскоре и в сельской ратуше.
В 1863 г. его впервые напечатали, это был сонет «Г-н Прюдом», который свидетельствовал об увлечении группой «Парнас». Во второй половине 60-х годов поэт присоединился к этой группе. В этот период он интересовался риторикой, иностранными языками, много читал произведения Ш.-О. Сент-Бева, Ш. Бодлера, Т. Банвиля, посещал литературные салоны. Большое впечатление на него произвёл Л. де Лиль, вокруг которого группировались молодые писатели, издававшие сборник «Современный Парнас», где печатался и Верлен. Но писатель искал собственный путь, отличный от объективистской «однобокой» поэзии парнасцев. Книга Ш. Бодлера «Цветы зла» дала импульс развитию импрессионистических впечатлений, символистичных образов.
В 60-х годах выходят сборники «Сатурничные поэзии» (1866) и «Галантные праздники» (1868). Однако широкая публика не поняла стихов Верлена, длительное время популярность обходила его.
В конце июля 1869 г. поэт познакомился со своей будущей женой Матильдой Моте, а в 1870 г. женился на ней. В сборник «Добрая песня» (1870) вошли произведения, которые он посвятил своей жене. Однако надежды на счастливую семейную жизнь не оправдались.
После 18 марта 1871 г. Верлен присоединился к Коммуне.
В феврале 1871 г. писатель получил письмо из маленького провинциального городка Шарлевиль от тогда ещё не известного 18-летнего Артюра Рембо с несколькими его стихотворениями. Сила, с которой были написаны присланные стихи, вызвала заинтересованность, и в письме-ответе Верлен пригласил юношу в Париж. Они подружились, и Верлен, несмотря на возрастное превосходство, попал под влияние сильной натуры Рембо.
В 1872 г., прячась от преследований за участие в Парижской коммуне, поэт покинул дом, жену, ребёнка и отправился вместе с другом Рембо в путешествие – в Англию, а после в Бельгию. Во время ссоры в июне 1873 г. П. Верлен ранил А. Рембо выстрелом револьвера, за что был осуждён брюссельским судом к двум годам тюрьмы. В тюрьме он написал стихи, которые вошли в сборник «Романсы без слов» (1874). Это вершина музыкальности Верлена.
В 70–80-е годы поэт всё больше обращается к Богу. Религиозное настроение отразилось в его сборнике «Мудрость» (1881).
В 1884 г. выходят сборник «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Проклятые поэты», куда вошли очерки про шестерых поэтов, в том числе и про Артюра Рембо, Стефана Малларме и самого Поля Верлена.
Эстетические принципы поэта получают совершенную форму в сборниках последнего периода «Любовь» (1888), «Счастье» и «Песни для неё» (1891).
Писатель возглавлял плеяду молодых поэтов. Его стихи снискали сумасшедшую популярность. На традиционной церемонии избрания «короля поэтов» 1891 г. после смерти Л. де Лиля большее количество голосов было отдано за Верлена.
Но признание пришло слишком поздно: здоровье писателя пошатнулось. Талантливый поэт последние годы болел и почти постоянно вынужден был находится в больнице.
Умер поэт 8 января 1896 г.
Представленная литература:
- Помогаева А.Д., Берлин И.С. «Хрестоматия по французской литературе» для учащихся 8–10 кл. / сост.: А.Д. Помогаева, И.С. Берлин. – М.: Просвещение, 1972. – 455 с.: ил.
- Рабинович Г.Б. История французской литературы XIX–XX вв. – М.: Высшая школа, 1977. – 264 с.
- Paule Verlain – «Poesie». – М.: Прогресс, 1976. – 318 с.
- Poetes Francais – «Pages choisies». – М.: Печатный двор, 1949. – 116 с.
- Завадовская С. Ю. Хрестоматия по французской литературе 19 века (на франц. языке). – Л.: Просвещение, 1980. – 255 с.
- А. Каминер, М. Бахарева. Ecrivans francais. Morceaux choisies. М.: отп. в тип-фии «Печатный двор», 1946. – 123 с.
- «Первое сентября» (журнал). «La langue francaise». – № 9, сентябрь, 2015 г. – 40 с.
Отдел иностранной литературы