«Вдохновенный невежда Поль»

В секторе краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦ Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута книжная выставка для читателей к 180-летию со дня рождения известного художника Поля Сезанна.

Большую часть своей жизни Поль Сеззан считался многими несостоятельным в профессиональном отношении. Однако его стиль, ставший известным как постимпрессионизм, явился связующим звеном между развитием искусства конца XIX в. и модернизмом начала ХХ в. и оказал глубокое влияние на таких художников-кубистов, как Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 году в семье удачливого предпринимателя Луи-Огюста в городе Экс-ан-Провансе. Поль желал учиться живописи, но отец принуждал его изучать право, потому что хотел, чтобы сын продолжал его дело

Сезанн был застенчив и болезненно чувствителен, а также склонен к вспышкам гнева. Большинство его картин 1880-х гг. были в тёмных тонах и полны романтических сюжетов.

В начале 1870-х гг. Сезанн стал писать в совершенно ином стиле и принял участие в первой выставке импрессионистов в 1874 г. Большинство критиков были враждебно настроены по отношению к особенностям импрессионистских методов, но Сезанн подвергся особому осмеянию якобы и за отсутствие способностей. В 1877 г. он снова выставил вместе с импрессионистами свои работы, но встретил то же презрение критиков.

Сезанн обладал обширными знаниями о художниках прошлого и преклонялся перед ними. Он поставил перед собой задачу соединить свежесть и правдивость реакции импрессионистов на то, что они видят перед собой, с уравновешенностью и гармонией, которыми отличаются произведения старых мастеров. Сезанн хотел писать непосредственно с натуры, изучая её структуру и восстанавливая формы, которые видел, изображая их пятнышками цвета. Его излюбленными сюжетами были натюрморты, портреты, пейзажи Прованса, представленные такими картинами, как «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар».

Картины Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами» (ок. 1895–1900 гг.) и «Горы в Провансе» (ок 1886 г.) являются образцами его полотен позднего периода. Сезанн полагал, что искусству не пристало лишь изображать увиденное, оно должно отражать связь между формой и цветом натуры.

В 1890-е гг. всё возрастающее число молодых критиков и художников стали оценивать по достоинству образцы творчества Сезанна. Его картины конца 1870-х – 1880-х гг. выставлялись редко. Происходило это отчасти потому, что он волновался на их показах; к тому же, унаследовав состояние отца, Сезанн был достаточно богат, чтобы не зависеть от продажи своих произведений. Его первая персональная выставка была организована торговцем картинами А. Волларом в 1895 г., и после этого репутация мастера окончательно утвердилась.

Список литературы:

1. Бенуа А. Путеводитель по картинной галереи Императорского Эрмитажа / А. Бенуа. – 2 изд. – М.: Изобраз. искусство, 1997. – 304 с.

2. Геташвили Н. В. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 368 с.

3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2000. – 624 с.

4. Ермильченко Н. Возрождение / Ермильченко Н. – М.: СЛОВО, 2001. – 48 с.

5. Перрюшо А. Жизнь Сезанна / пер. с франц.; послесловие К. Богемской. – М.: Радуга, 1991. – 351 с.

6. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1972. – 376 с.

7. Самые знаменитые художники мира: пер. с англ. / под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.

8. Самин Д. К. Сто великих художников / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы