С 22 апреля 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Стили в искусстве».
Существует огромное разнообразие стилей и направлений в искусстве. Всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Стиль затрагивает все виды искусства, но наиболее наглядно его особенности проявляются в архитектуре и оттуда проникают в живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.
Готика - стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он отличается высотой и строгостью, смешанной с изяществом и вниманием к деталям. Готический стиль в живописи проявился в творчестве Джотто, В. Эйка, Х. Мемлинга, П. Каваллини, А. Лоренцетти.
Возрождение - это уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств. Даже те, кто не особо интересуются живописью, знакомы со стилем «Ренессанс» и слышали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеланджело…
Барокко – стиль, которому свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, аристократичности и незаурядности сюжетов. Гении барокко: П. Рубенс, Д. Веласкес, Микеланджело да Караваджо, Рембрандт.
Классицизм - стиль в западноевропейском искусстве XVII- нач. XIX вв. и в русском XVIII - нач. XIX вв., обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Представители классицизма в российской живописи: К. Брюллов, А. П. Лосенко, его ученики - И. А. Акимов, П. И. Соколов.
Реализм – стиль, стремящийся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Распространился почти во все жанры изобразительного искусства. Видные представители: Жан-Франсуа Милле, Г. Курбе, О. Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника И. Репина.
На рубеже XIX-XX веков стили и направления в искусстве возникали буквально один за другим, всё больше эпатируя публику и отдаляясь от реализма.
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв., утверждало красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Известные импрессионисты: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсарро, Ф. Базиль и Б.Моризо. Яркими представителями русского импрессионизма по праву считаются В. Поленов, К. Коровин, В. Серов.
Жизнь ускоряется, развивается наука и промышленность, возникают всё новые и новые виды направлений в искусстве. Они вспыхивают то тут, то там, отражая реакцию художников на ситуацию в обществе.
В начале XX века наряду с модернизмом образовалось новое направление в искусстве – авангардизм. Это общее название художественных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, для которых характерны поиск новых, неизвестных, форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Признанными вдохновителями абстракционизма считаются художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Модриан, Ф. Купка, Р. Делоне.
Сюрреализм - течение в искусстве возникшее в 1924 году во Франции. Главные деятели движения – А. Бретон, Л. Арагон, С. Дали, Л. Бунюэль, Х. Миро и многие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы.
Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы...
Каждый художник видел мир по-своему, выдвигал свои идеи, открывал новые приемы и техники, что привело в итоге к рождению множества стилей и направлений.
Литература, представленная на выставке:
1. Баур, Эва Гесин. Рококо / Э.Г. Баур. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. - 96 с.: цв.ил.
2. Бауэр, Герман. Барокко / Г. Бауэр. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. - 96 с.: цв.ил.
3. Власов, Виктор Георгиевич. Стили в искусстве: архитектура. Графика. Живопись. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Т.1 / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург: ЛИТА, 1998. - 672 с.: ил.
4. Вольф, Норберт. Романтизм / Н. Вольф. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2005. - 96 с.: цв.ил.
5. Вольф, Норберт. Экспрессионизм / Н. Вольф. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2006. - 96 с.: цв.ил.
6. Гентфюрер-Триер, Анна. Кубизм / А. Гентфюрер-Триер. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2005. - 96 с.: цв.ил.
7. Клингсёр-Лерой, Катрин. Сюрреализм: сборник / К. Клингсёр-Лерой. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2004. - 96 с.: цв.ил.
8. Модернизм: анализ и критика основных направлений. / под редакцией: В. В. Ванслова, М. Н. Соколовой. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Искусство, 1987. - 392 с.: ил.
9. Сакуле, Роберт.Готика / Р. Сакуле, М. Венигер. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. - 96 с.: цв.ил.
10. Штреммель, Керстин. Реализм / К. Штреммель; редактор У. Гросеник. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2006. - 96 с.: ил.
11. Элгер, Дитмар. Абстрактное искусство / Д. Элгер; редактор У. Гросеник. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2009. - 96 с.: ил.
12. Элгер, Дитмар. Дадаизм / Д. Элгер; редактор У. Гросеник. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2006. - 96 с.: ил.
Отдел литературы по искусству