«Самый загадочный»

С 10 апреля 2025 года в читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка, посвященная к 575-летию со дня рождения нидерландского художника Иеронима Босха.

Иероним ван Акен считается отцом сюрреализма. Современным ценителям искусства он известен как Иероним Босх. Его картины в течение пяти веков поражают любителей искусства причудливыми образами и необычными сюжетами. До сих пор искусствоведы не пришли к единому мнению по поводу интерпретации его картин. Сотни лет над расшифровкой его творений трудились лучшие умы планеты, но большая часть картин так и осталась загадкой. Достоверные факты о жизни Босха так скудны, что приходится довольствоваться очень немногим, что сохранилось в истории.

Иероним ван Акен родился в 1450 году в городе Хертогенбосе. Детство юноши прошло в фамильной мастерской, где его дед и отец принимали заказы на изготовление различных предметов искусства. Первые навыки рисования будущий мастер получил именно в этой художественной кузнице. После смерти родителя в 1478 году мастерская перешла во владение ван Акена-младшего. Существенный вклад в обучение Босха внес живописец Дирк Баутс, который был другом семьи и часто гостил у них.

Первые известные работы молодого художника датируются началом 1480-х годов. Он редко подписывал свои работы, поэтому трудно оценить количество написанных им картин. Еще при жизни художника его картины находились в замках многих европейских королей. На творчество Босха большое влияние оказывали ортодоксальные религиозные представления. Его стиль уникален. Иероним Босх является одним из знаковых художников эпохи Северного Возрождения. Присущая ему уникальная манера визуального повествования с изображением антропоморфных объектов и причудливых животных более пяти веков привлекает тысячи любителей искусства. На его полотнах торговцы соседствовали с нищими, а люди отменного здоровья – с калеками. Жанровая живопись художника переполнена мифическими монстрами, фантастическими сооружениями, экзотическим животными и растениями. Объектом сатиры для Иеронима была людская наивность и доверчивость в отношении к различным шарлатанам. Самая смелая картина под названием «Корабль дураков» изображала распевающих песни монахов, окруженных простыми верующими людьми.

Босх был талантливым пейзажистом. Триптих «Сад наслаждений» описывает третий день от сотворения мира Господом.  «Страшный суд» — самое масштабное из сохранившихся до наших дней творений Иеронима. В центре картины – сам процесс Страшного суда, где праведникам достается блаженство голубого неба, а грешникам – стрелы и копья, пронзившие их несчастные тела.

В 1486 году он вступил в «Братство Богоматери» и оставался в нем до своей смерти. Братство поклоняющихся Богоматери существует в Хертогенбосе и в наши дни.

Каждая выставка работ Босха привлекает тысячи посетителей, инициирует новые дискуссии и интерпретации сюжетов его картин. Только выдающийся художник может столько веков интересовать зрителей и оставаться для них вечной загадкой.

Часто бывает, что гениальные до безумия творцы оказываются в жизни одинокими людьми. К Иерониму Босху это не относилось: он был счастливо женат. Счастливая личная жизнь супругов несколько омрачалась отсутствием наследников, но со временем художник с этим смирился.

Иероним Босх скончался 9 августа 1516 года. Прощались с художником в храме Святого Иоанна, капеллу которого он оформлял, будучи членом Братства Богоматери. Историки считают, что творец умер от вполне естественных причин – на тот момент ему было около семидесяти лет.

Сохранившееся наследие Иеронима Босха ныне хранится в основном в крупнейших музеях мира: в Лувре, Прадо, Метрополетен –музее, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса –ван Бенингена в Роттердаме.

Литература, представленная на выставке:

1.Баженов, Владимир Михайлович. От Босха до Ван Гога / В. М. Баженов. - Москва: АСТ, 2021. - 160 с.: цв. ил. - (Шедевры живописи на ладони).

2.Большая школьная энциклопедия. История искусств с древнейших времен до классицизма. - Москва: Олма Медиа Групп, 2009. - 640 с.: цв.ил.

3. Босх: Сад земных наслаждений / главный редактор А. Астахова. - Москва: Белый город, 2001. - 48 с.: цв.ил. - (Сто великих картин).

4.Гийу, Жан Франсуа. Великие полотна / Ж. Ф. Гийу. - Москва: Слово, 1998. - 207 с.: цв.ил.

5.Дмитриева, Нина Александровна. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. - Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 623 с.: ил.

6.Коплстоун, Тревин. Хиеронимус Босх: Жизнь и творчество: перевод с английского / Тревин Коплстоун. - Москва: Лабиринт-К, 1998. - 79 с.: ил.

7.Косякова, Валерия Александровна. Иероним Босх: жизнь и творчество / Валерия Косякова. - Москва: АСТ, 2023. – 270 с. - (История и наука Рунета. Лекции).

8.Косякова, Валерия Александровна. Код Средневековья. Иероним Босх / В. Косякова. - Москва: АСТ, 2020. - 432 с.: ил. - (История и наука Рунета).

9.Мосин, Иван Иванович. Самые знаменитые шедевры / И. И. Мосин. - Санкт-Петербург: СЗКЭО, 2021. - 223 с.: ил. - (Большая иллюстрированная энциклопедия).

10.Рачеева, Елена Петровна. Босх, Дюрер, Брейгель = Bosch, Durer, Bruegel / Е. П. Рачеева. - Москва: ОГИЗ: АСТ, 2021. - 159 с.: цв. ил.- (Галерея мировой живописи)

11.Тольнай, Шарль де. Босх / Шарль де. Тольнай. - Москва: Ulysses international publishers, 1992. – 175 с.: цв. ил.

Отдел литературы по искусству