С 7 марта 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 150-летию со дня рождения французского композитора Мориса Равеля.
Жозеф Морис Равель — французский композитор и дирижёр. Вошёл в историю как один из ведущих представителей музыкального импрессионизма. Мастер музыкального колорита, тонкий художник гармонии и ритма, Равель существенно обогатил европейскую музыку, повлиял на новые поколения композиторов и новые стилистические течения. Его творчество сочетает новаторство импрессионизма и лучшие традиции классической музыки: мягкие, размытые звучания бережно вплетены в ясную стройность привычных форм. Его величие в том, что, не стремясь решить сложные философские вопросы, он показывал прекрасную природу момента, наполненного радостью или грустью. "Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной", - писал он в своих письмах. Равель был поистине разносторонней личностью и черпал вдохновение в различных, порой противоположных явлениях и вещах.
7 марта 1875 года в небольшом городе Сибур родился один из самых известных реформаторов классической музыки, французский композитор-импрессионист Морис Равель
Маленький Морис рос в условиях, благоприятных для развития дарования. Чуткие, любящие родные рано поняли его призвание. «Еще… ребенком я был восприимчив к музыке – ко всякой музыке, - писал Равель в «Краткой автобиографии». – Мой отец с ранних лет стал развивать у меня эти наклонности и поощрять мое усердие. В возрасте шести лет … я начал обучаться игре на рояле. Едва достигнув восемнадцати лет, Равель пишет первые юношеские произведения - «Серенаду-гротеск», «Балладу о королеве, умершей от любви». Вслед за тем появляются и другие его сочинения: прелестный «Старинный менуэт», одновременно архаичный и модернистский, два очень показательных и многообещающих вокальных произведения, одно - на слова Верлена – «Глубокий, мрачный сон», другое – на слова Малларме – «Святая»; «Звуковые пейзажи», где фигурирует та самая «Хабанера», которая двенадцать лет спустя нашла свое место в «Испанской рапсодии», - она написана с таким поразительным мастерством, что впоследствии в ней не пришлось изменить ни одной ноты; далее следуют две изящные «Эпиграммы» на слова Клемана Маро; увертюра – феерия к «Шехеразаде»-опере, о которой одно время мечтал Равель, но которую так
никогда и не написал, знаменитая «Павана усопшей инфанте», по мнению Равеля, чрезмерно захваленная и позднее подвергнутая им самим беспощадной критике. Увертюра к «Шехеразаде» была исполнена под его управлением 27 мая 1899 года в симфоническом концерте Национального общества. Этот дирижерский дебют долгое время не имел продолжения, только через тринадцать лет, в апреле 1912 года Равель снова появился за дирижерским пультом в зале Шатле, где шел его балет «Аделаида, или Язык цветов» с участием г-жи Трухановой. В течение пяти лет, отмеченных неудачами Равеля на академическом поприще, в концертных залах одно за другим звучали его произведения, каждое из которых становилось вехой в истории французской музыки и вызывало в среде избранных музыкантов истинное восхищение.
Творчество Равеля сложилось в условиях великого исторического перелома. Автор «Дафниса» и «Болеро» жил на грани двух эпох, и в пленительных красках его полотен уже ясно выступали отражения грандиозного сдвига, менявшего судьбы и сознание людей. Высокая старая культура Франции поворачивалась к новым временам, и Равель был одним из первых, кто стоял на перекрестке под штормовым ветром истории.
Литература, представленная на выставке:
1. Равель в зеркале своих писем / составитель: М. Жерар, Р. Шалю. - Ленинград: Музгиз, 1962. - 242 с.
2. Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музыка, 1962 - 1967. - Текст: непосредственный. Вып. 3,: Равель о Равеле; Моя жизнь и музыка ; Воспоминания / Журдан-Моранж. Владо Перльмютер Элен, Шнабель Артур, Клемперер Отто / редактор - составитель Г. Эдельман. - 1967. - 227 с.: ил.
3. Крейн, Юлиан. Симфонические произведения Мориса Равеля / Юлиан Крейн. - М.: Музгиз, 1962. - 223 с.
4. Мартынов, Иван Иванович. Морис Равель / И. Мартынов. - Москва: Музыка, 1979. - 335с.
5. Равель в зеркале своих писем / пер. с франц.: М. Жерар, Р. Шалю. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1988. - 248с.
6. Смирнов, Валерий Васильевич. Морис Равель и его творчество / В. Смирнов. - Л.: Музыка, 1981. - 222с.
7. Смирнов, В. Морис Равель (1875-1937) / В. Смирнов. - Л.: Музыка, 1989. - 64с.
8. Ступель, Александр Моисеевич. Морис Равель. 1875-1937. Краткий очерк жизни и творчества / А. М. Ступель. - Москва; Ленинград: Музыка, 1964. - 132с.
9. Ступель, Александр Моисеевич. Морис Равель: Очерк жизни и творчество / А. Ступель. - 3-е изд. - Ленинград: Музыка, 1975. - 151с.
10. Фришман, Дмитрий Владимирович. "Испанская Рапсодия" Равеля. / Д. Фришман. - Москва: Музыка, 1973. - 80с.
Отдел литературы по искусству