В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Первопроходец сцены», посвященная 290-летию со дня рождения основателя первого русского театра Федора Григорьевича Волкова.
Гениальный русский самородок, Федор Григорьевич Волков, вступил на театральное поприще в середине 18 века, когда русский театр уже прошел начальный путь своего развития. Заслуга Волкова состоит в том, что он создал первый русский профессиональный общедоступный постоянно действующий государственный театр.
Родился Федор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Федора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.
Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.
Федора отправили сначала в Москву в академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил, «как природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.
Из академии Полушкин отправил пасынка «для навыка в бухгалтерии и торговле» в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал итальянскую оперу. Опера произвела на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал он, проникнув за кулисы театра, устроенного воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А. П. Сумарокова. Там он снял планы и рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.
Вернувшись в Ярославль, Федор Волков начал обучать своих братьев, а также знакомых, живописи, музыке, драматическому искусству. Наконец, в одном из амбаров своего отчима Федор Григорьевич устроил театр. Первое представление театра состоялось в день именин отчима 20 июня 1750 года. Первый русский театр начал привлекать зрителей, весть о нем дошла до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна повелела «немедленно привезти труппу, на почтовых, ко двору».
Здесь они сыграли несколько пьес, затем наиболее понравившихся актеров она оставила в Петербурге, а остальных, наградив, отправила обратно в Ярославль.
30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». Первым директором театра стал А. П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф. Г.Волков, И. А.Дмитревский, Я. Д.Шумский и др.
Творческая инициатива Ф. Волкова сочеталась с творческой инициативой выдающегося драматурга того времени А. П. Сумарокова, в результате чего русский театр активно стал продвигать на сцену русскую драматургию. Традиции русского театра, утвержденные Ф. Волковым,непрестанно развивались крупнейшими художниками русской сцены. Белинский справедливо назвал Ф. Волкова «отцом русского театра». Щепкин считал, что «Волкову мы все обязаны». Играя в классическом репертуаре, Ф. Волков преодолевал эстетику классицизма и закладывал основы реализма в развитии актерского искусства.
Волков жил в пору подъема русской национальной культуры, и созданный им театр, в противоположность закрытому театру двора и дворянской аристократии, был национальным, общедоступным. Ф. Волков играл на сцене роли трагических героев, противостоящих тиранам-властителям, и своей трактовкой ролей вызывал ненависть к тирании и тем самым призывал к борьбе с деспотизмом. Важное место в его деятельности занимает его участие в создании маскарада «Торжествующая Минерва». Маскарад должен был прославлять Екатерину и указать на пороки и недостатки предшествующих царствований. В маскараде участвовали более четырех тысяч человек. Во время этого уличного маскарада Федор Волков простудился, заболел и весной 1763 года умер. Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как И. Дмитревский, М. Щепкин, Ф. Шаляпин, К. Станиславский, считали себя его учениками.
Федор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Однако никаких следов от его могилы не осталось.
Литература, представленная на выставке:
1. Волков и русский театр его времени: сборник материалов / отв. ред. Ю. А. Дмитриев . — М.: Академия Наук СССР, 1953. — 255 с. : фот.
2. Горин-Горяйнов, Б. Федор Волков. 1723 — 1763: роман-хроника / Б. Горин-Горяйнов. — Ярославль: Ярославское государственное издательство, 1950. — 210 с. : ил.
3. Елькина, М. Путешествие в мир театра / М. Елькина, Э. Ялымова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС ГРАНД, 2002. — 224 с.
4. История русского дореволюционного драматического театра / под ред. Н. И. Эльяша. — М.: Просвещение, 1989.
5. Коган, М. Федор Григорович Волков (1729 — 1763) и основание русского театра / Марк Коган. — М.; Л.: Искусство, 1938. — 55 с. : портр.
6. Куликова, К. Ф. Российского театра первые актеры / К. Ф. Куликова. — Л.: Лениздат, 1991. — 332 с. : ил.
7. Мусский, И. А. Сто великих актеров / И. А. Мусский. — М. : Вече, 2002.
8. Север, Н. М. Федор Волков. Сказ о первом Российского театра Актере / Н. М. Север. — Ярославль : Ярославское книжное издательство, 1961. — 136 с. : фот.
9. Самые знаменитые артисты России / С. В. Истомин. — Москва: Вече, 2002. — 464 с. : ил.
10. Театральная энциклопедия в пяти томах. Т.1 / гл. ред. С. С. Мокульский. — М. : Сов. энциклопедия, 1961. — 607 с. : ил.
Отдел литературы по искусству