«Не блекнущей кисти шедевры»

С 6 марта 2025 года в отделе редких книг оформлена книжная выставка «Не блекнущей кисти шедевры»- из истории искусства. На выставке представлены дореволюционные издания по искусству, альбом избранных картин музея императора Александра III. Лекции об искусстве в 5 частях, в переводе Н. Соболевского, прекрасное издание Александра Бенуа «История живописи», Волынский А.Л. «Леонардо да Винчи». Одними из наиболее привлекающих внимание можно считать книги из коллекции миниатюры: Пикассо, Хокусай, Лувр, Импрессионисты.

Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Они рисовали всё, что видели: животных, природу, охотничьи сцены. За древним периодом последовал период Античности. Возникло стремление живописцев и художников к воспроизведению реальной окружающей жизни, таковой, какова она видится человеку. Стремление к точности передачи вызвало зарождение основ перспективы, основ светотеневых построений различных изображений и исследование этого художниками. Следующим важным периодом в прошлом живописи является Средневековье. В это время живопись была более религиозного характера, и мировоззрение стало отражаться на искусстве. Творчество художников было направлено на иконопись и другие мелодии религии. Период серого Средневековья сменил более яркий период Ренессанса. Эпоха Возрождения вновь внесла перелом в историческое развитие этого искусства. Новые настроения в обществе, новое мировоззрение стали диктовать художнику: какие же аспекты в живописи раскрывать более полно и ясно. Жанры живописи, такие как портрет и пейзаж, станут независимыми стилями. Художники выражают эмоции человека и его внутренний мир через новые способы живописи. В этот период также формируются такие жанры, как – барокко, рококо, классицизм, маньеризм. Возникает романтизм, который позже сменяется более эффектным стилем – импрессионизмом. В начале ХХ века живопись кардинально меняется и появляется более новое направление современного искусства – абстрактная живопись. Это искусство, не имеющее предметности. Важной ролью для этого вида искусства являются формы и цвета. Здесь художникам предоставляется полная свобода своих фантазий. Это и дало толчок к зарождению и развитию современных направлений, таких как авангардизм, андеграунд, абстракционизм.

Гнедич, Петр Петрович. История искусств: зодчество. Живопись. Ваяние. / П.П. Гнедич. - СПб.: Изд.А.Ф.Маркса. - Т.1: Доисторический период. -Египет. - Передняя Азия. - Эллада. - Рим. - Древне-христианская эпоха. - Арабы. - Зодчество на Западе. - 1897. - 580 с.

Одним из самых знаменитых трудов по истории мирового искусства является фундаментальный труд Петра Петровича Гнедича (1855 - 1925). Автор ставил своей целью составить популярное сочинение по истории искусств от древнейших времен до наших дней, включая историю архитектуры, скульптуры, живописи, быта, нравов и одежды всех народов.

Сокровища русской живописи: альбом / Фотоцинкограф. С.М. Прокудина-Горского. - СПб.: [б. и.], Б. г. - 50 с.: ил.

В роскошной издательской папке с тиснением, стилизованным под жемчужный вышитый орнамент, содержится 50 репродукций произведений известных русских живописцев из картинной галереи Павла Третьякова. Каждая репродукция представлена на отдельном листе, защищенным пергаментной бумагой, к изображению прилагается сопроводительный текст.

Русское искусство XIX века: передвижные выставки Товарищества передвижных худож. выставок за последние 6 лет (1890-1895гг.) / Сост.и изд. Н.П. Собко. - СПб. : Тип. Эдуарда Гоппе, 1896. - 740 с. : ил.

Собко Н. П. Русское искусство XIX века. Передвижные выставки товарищества передвижных художественных выставок за последние шесть лет (1890–1895 годов). 1896 год. Санкт-Петербург. Типография Эдуарда Гоппе. 370 снимков с картин от 80 художников в виде фототипий и автотипий, исполненных Фишером, Штейном, Вильборгом, Бабкиным, Гоппе, Яблонским.

Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве. - СПб.: "Т-во Художественной Печати", 1898.

Прижизненное издание. Андрей Иванович Сомов (1830 - 1909) - русский искусствовед и музейный деятель. Проработав 22 года старшим хранителем Императорского Эрмитажа, положил начало нового этапа в истории русского искусствознания второй половины ХIХ - начала ХХ веков. Представленная книга - переиздание статьи А. И. Сомова, впервые опубликованной в 1876 году. В статье автор приводит краткую биографию художника-академиста К. П. Брюллова, а также высказывает свое мнение о его творчестве и значении творчества художника для русского искусства.

Тэн, Ипполит. Лекции об искусстве: (философия искусства) / Ипполит Тэн. - Москва: Польза В. Антик и К°, 1913. - 15 см. - (в пер.).

Настоящая работа выдающегося французского философа Ипполита Тэна является введением в его курс истории итальянской живописи, но при этом имеет большую ценность как отдельный труд. В издание вошел курс из десяти лекций, который читался философом Ипполитом Тэном в Школе изящных искусств. Тэн обращается к своим студентам с увлекательными рассуждениями, рассказывает о философских категориях в искусстве, природе и возникновении художественного произведения, творческих методах известных итальянских и нидерландских художников и античных скульпторов. Книга рекомендуется философам, культурологам, искусствоведам, а также всем, кто хочет глубже понять роль прекрасного в жизни человека.

С конца ХХ века и по настоящее время живопись постоянно меняется. Но, несмотря на всё новые достижения и современные технологии, художники всё-таки остаются верны классическому искусству – масляной и акварельной живописи, творят свои шедевры при помощи красок и холстов.

Добро пожаловать в читальный зал отдела редких книг!

Отдел редких книг