«Искусство Италии»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована тематическая выставка «Искусство Италии».

Великий Гегель говорил: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам». И это выражение очень хорошо характеризует культурное наследие Италии, так как таких бессмертных произведений здесь неисчислимое множество.

Италия - это страна, которая изначально пропитана непередаваемой магией творчества. Под небом Италии творили выдающиеся мастера Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Тициан, Данте и Боккаччо - продолжать можно бесконечно, Италия - это культурная колыбель Европы и благодаря неординарным, трудолюбивым и креативным итальянцам, эту страну по праву называют - музеем под открытым небом.

И если уже начинать изучение искусства, то лучше начинать из самого прекрасного - итальянского искусства, развитие которого отображает историю развития всего западного искусства. Италия стала достойной преемницей этрусской цивилизации, а особенно Римской республики и Римской империи, которые были лучшими в этой части мира на протяжении многих веков. Со времен Ренессанса Италия занимает центральное место в европейском искусстве.

К сожалению, древнейшие сооружения Рима не сохранились, но благодаря историкам мы знаем, что строителями первых римских храмов были северные соседи римлян - этруски, умелые архитекторы и скульпторы, которые многому научились у греков.

Что же касается Рима, то до наших времён дошла только одна статуя работы этрусского мастера - Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема, братьев-близнецов, легендарных основателей Рима. Это творение одно время украшало одну из площадей города и стало символом Рима. К сожалению, сами фигурки братьев не сохранились и были сделаны заново в XVII в. Самое известное строение в мире сами греки называли - громадный(от лат. colosseus - громадный, колоссальный), то есть Колоссей или Колизей. В былые времена на трибунах Колизея помещалось около 50 тысяч зрителей, желавших посмотреть бои гладиаторов. Недалеко от знаменитого Колизея возвышается триумфальная арка в честь завоевания города Иерусалима императором Титом. Арка украшена рельефными сценами из мрамора изображающими триумфальные шествия императора, на которых подчёркнуто торжество победителей.

В эпоху Ренессанса итальянские художники и скульпторы пытались дать своим произведения новое духовное качество. Они хотели, чтобы зритель сконцентрировался на глубоком религиозном смысле их картин и скульптур. В эпоху Возрождения итальянские художники и скульпторы, как и в эпоху Ренессанса - итальянские писатели, хотели изобразить человека и природу максимально реалистично. Средневековые архитекторы проектировали огромные соборы, чтобы подчеркнуть величие Бога и скромность человеческого духа. Ренессанс - архитекторы проектировали статуи, которые были, пропорциональные человеческому телу и украшение, которого поражала своей красотой. Замечательная группа флорентийских архитекторов, художников, и скульпторов работали в начале 1400 - х годов. Среди них были художник Мазаччо, скульптор Донателло и архитектором Филиппо Брунеллески

Искусству эпохи Барокко свойственны пышность и динамика, интенсивность чувств, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты света и тени.

История итальянского искусства во многом предопределила историю искусства Западной цивилизации. После этрусской и особенно Древнеримской эпохи, которые доминировали на Апеннинах на протяжении многих веков, Италия занимает центральное место в Европейском искусстве эпохи Возрождения. В середине XIX-го века страна вернулась на международную арену с такими художественными течениями, как маккьяйоли, футуризм, метафизическая живопись, новеченто, арте повера, трансавангард. Итальянское искусство на протяжении истории повлияло на несколько основных культурных движений и родило плеяду великих художников, архитекторов и скульпторов.

Сегодня Италия занимает важное место на международной арт-сцене, с несколькими крупными художественными галереями, музеями и выставками. Главными художественными центрами в стране являются её столица, Рим, а также Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь, Турин и другие города.

Литература, представленная на выставке:

  1. Бауэр Г. Барокко. / Г. Бауэр. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. - 96 с.: цв.ил.
  2. Баур Э. Рококо. / Э.Г. Баур. - Москва: TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2007. - 95 с.: цв.ил.
  3. Боттичелли: Альбом / авт., сост. И. Е. Данилова. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 33 с.: цв. ил.
  4. Величайшие гении мирового искусства: архитектура, живопись, скульптура. / Ред. А. П. Чеботарева. - Москва: АСТ, 2007. - 239 с.: ил.
  5. Гастев А. Леонардо Да Винчи. / А. А. Гастев. - Москва: Молодая гвардия, 1984. - 398 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей.).
  6. Гнедич П. История искусств: (Зодчество. Живопись. Ваяние) / П.П. Гнедич. Т.2. Эпоха Возрождения: Италия. - Нидерланды. - Испания. - Германия. - (1898).- СПб.: Изд. А.Ф. Маркса. - 680 с.
  7. Замки. Дворцы  / главный редактор М. Аксенова; ответственный редактор С. Шокарев. - Москва: Аванта + : Астрель, 2007. - 216 с.: цв.ил., портр., фот.цв. - (Самые красивые и знаменитые).
  8. Зуффи С. Тициан: пер. с англ. / С. Зуффи. - Москва: АСТ; [Б. м.]: Астрель, 2002. - 144 с.: цв.ил. - (Мастера и шедевры).
  9. Пейтер У. Ренессанс: Очерки искусства и поэзии / У. Пейтер пер. с англ. - Москва: БСГПРЕСС, 2006. - 399 с.: ил.
  10. Пьетранджели К. Ватикан / К. Пьетранджели. - Москва: Слово, 1998. - 608 с.: цв.ил., портр. - (Великие музеи мира).

Отдел литературы по искусству