«Интерьер в зеркале живописи»

С 15 июля 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Интерьер в зеркале живописи».

Интерьерная тема в русском искусстве появилась на рубеже XVIII–XIX вв., но наиболее широкое распространение она получила во второй четверти XIX столетия. Интерьер в живописи — это неотъемлемая часть художественного выражения. Он добавляет глубину и контекст к изображаемым сценам, подчеркивает характер персонажей и их эмоции, а также отражает культурные и исторические аспекты времени, позволяет погрузиться в атмосферу определенной эпохи, почувствовать дух времени.

Художники, писавшие интерьеры, искали в них, прежде всего, душу живущих там людей. Во всех этих «комнатах» хочется побывать, пожить в них, подышать их воздухом, насладиться их светом и красками их скромного убранства и, конечно, заглянуть в книги, которые читают их обитатели. Эти комнаты так гостеприимны. Кажется, что они ждут нас.

Интерьерный жанр в живописи всегда был явлением особенным – так или иначе проскальзывал в творчестве многих живописцев, однако лишь единицы уделили ему пристальное внимание. Давно сложилась традиция, связывающая русские интерьерные изображения со школой художника и педагога А. Г. Венецианова. Изначальный интерес Венецианова к свету обрел характер «светопоклонничества» после знакомства мастера с картиной французского художника Ф. М. Гране «Внутренний вид церкви капуцинского монастыря в Риме». Русского художника поразил в этой картине превосходно переданный эффект освещения огромного храма. Большой удачей на этом пути стало его замечательное «Гумно». Интересен «интерьерный» опыт молодого Федора Рокотова, написавшего «портрет» кабинета И. И. Шувалова. Очень хорош, совершенно уже европейского вида акварельный рисунок архитектора Николая Львова, изображающий будуар для проектировавшегося, но не осуществленного дворца А. А. Безбородко в Москве. Для русского живописного интерьера – главная его составляющая не только душа его обитателей, но и свет, и его движение в пространстве. От этого отталкиваются все художники, писавшие интерьеры. Именно потому столь частым, почти обязательным является в русском интерьере изображение окон. Чудесно выразительны и разнообразны находки последователей Венецианова на пути к свету. Работы: Александра Алексеева «Мастерская А. Г. Венецианова», Капитона Зеленцова «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях», Григория Сороки «Кабинет дома в островках», Федора Толстого «Семейный портрет», К. И. Кольмана «Гостиная в доме Юсуповых в Петербурге», А. Я. Волоскова «За чайным столом. Комната в усадьбе Г. С. Тарновского Качановка Черниговской губернии», И. Ф. Хруцкого «В комнатах усадьбы художника Захареничи Полоцкой губернии», Петра Шестакова «Гостиная в доме губернатора в Вятке», Николая Неврева «Воспитанница», С. Жуковского «Радостный май», К. Сомова «Спящая молодая женщина», Б. Кустодиева «Московский трактир» и многих безымянных художников – убедительные тому свидетельства.

Появление к середине столетия не просто чистых интерьеров, а всевозможных «Чаепитий» и «Семейных портретов» в них является характерной чертой окончательного разрушения жанра. История «чистого интерьерного» жанра формально не кончается. Если период его расцвета был краток, то его упадок становится как бы стабильной формой. Совершенно распавшись внутренне, он продолжает появляться в той форме, в которую вылился и застыл в середине ХIХ века, и еще долго в русской живописи живут подобные изображения, навсегда потерявшие свою ясную простоту.

Литература, представленная на выставке:

1. Алексеева, Т. В. Художники школы Венецианова / Т. В. Алексеева. - Москва: Искусство, 1958. - 322 с.: ил.

2.Бартенев, И. А. Русский интерьер 18-19 веков / И. А. Бартенев, В.Н. Батажкова. - Москва: и К. Сварог, 2000. - 128с.:

3.Алексей Гаврилович Венецианов. 1780 - 1847: альбом / составитель, автор предисловия. А. Савинов. - Москва; Ленинград: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963. - 69 с.: ил.

4.Дейнека, А. Жизнь, искусство, время: Литературно-художественное наследство. В 2 томах Т. 2 / А. Дейнека; составитель В. П. Сысоев. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 295 с.: ил.

5.Демиденко, Юлия. Интерьер в России: Традиции. Мода. Стиль. / Ю. Демиденко. - СПб: Аврора, 2000. - 255 с.:443 ил.

6.Жоголь, Л. Е. Декоративное искусство в современном интерьере / Л. Е. Жоголь . - Киев: Будiвельник , 1986. - 193 с.: ил.

7.Логвинская, Э. Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века / Э. Я. Логвинская. - М.: Искусство, 1978. - 119 с.: ил.

8.Мак-Коркодейл, Чарлз . Убранство жилого интерьера от античности до наших дней /Чарлз Мак-Коркодейл . - М.: Искусство, 1990. - 247 с. : ил.

9.Матюнина, Д. С. История интерьера. / Д. С. Матюнина. - Москва: Академический Проект, 2008. - 581 с.: цв. ил.

10.Русский интерьер / автор-составитель Т. И. Володина. - М.: Искусство, 2000. - 64 с.: ил.

11. Савинов, А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество / А. Н. Савинов. - М.: Искусство, 1955. - 222 с.: ил.

12. Соколова, Татьяна Михайловна. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети ХIХ века / Т. М. Соколова, К. А. Орлова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 182 с.: ил.

Отдел литературы по искусству