«Гений скрипки»

С 29 сентября 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 115-летию со дня рождения советского скрипача Давида Федоровича Ойстраха.

История музыкального искусства изобилует блестящими именами скрипачей-виртуозов, покоривших своей игрой современников и оставивших о себе стойкую память в грядущих поколениях.

И все же, несмотря на то, что начиная со времен великих мастеров создателей скрипок - Амати, Страдивари, Гварнери, скрипичное искусство дало миру десятки и сотни выдающихся артистов, лишь немногие из них стали своего рода символами эпохи. Если мы попытаемся взглянуть из некоего отдаления на исполнительское искусство середины ХХ столетия, то, вне всякого сомнения, одним из первых имен, символизирующих в нашем представлении новую эру скрипки, мы назовем имя Давида Федоровича Ойстраха.

Давид Ойстрах.… Уже давно – несколько десятилетий назад - имя это стало легендарным. Полвека продолжался творческий путь выдающегося музыканта-скрипача и дирижера, педагога и общественного деятеля. Все эти годы были отданы искусству, отданы людям. И сейчас, когда со дня смерти артиста прошло уже много лет, обаяние его имени, его личности по-прежнему необычайно сильно, словно Ойстрах по-прежнему с нами, по-прежнему участник нашей бурной, полной событий музыкальной жизни.

Давид Ойстрах остался в истории исполнительства не просто как великий скрипач, но и как признанный лидер советской скрипичной школы, художник, с которым связаны многие события, навсегда запечатлевшиеся в истории музыки. Он вышел в большую концертную жизнь во второй половине 20-х годов, после как окончил Одесский музыкально-драматический институт по классу своего единственного педагога П.С. Столярского.

Ко второй половине 30-х годов относятся блестящие победы Ойстраха на международных конкурсах, принесшие ему, а вместе с ним и советской скрипичной школе широкую известность. У молодого артиста завязываются тесные творческие связи с крупнейшими советскими композиторами Н.Я. Мясковским, А.И. Хачатуряном, С.С. Прокофьевым, Д.Д. Шостаковичем. В 1939 он впервые исполняет новый скрипичный концерт Мясковского, а годом позже - Хачатуряна. Обе эти триумфально прошедшие премьеры еще раз подтвердили выдвижение Ойстраха в лидеры отечественной скрипичной школы.

В военные годы скрипач ведет огромную работу, выступая на заводах, фабриках, в госпиталях, концертируя в осажденном Ленинграде. Тогда же рождается ставшее вскоре знаменитое трио: Ойстрах-Оборин-Кнушевицкий. А после окончания войны, в сезоне 1946- 1947 годы Ойстрах осуществляет грандиозный цикл «Развитие скрипичного концерта», вызвавший огромный интерес музыкантов и слушателей. Искусство скрипача вступило в пору творческой зрелости. 50-60-е годы становятся периодом триумфальных гастролей Ойстраха на мировой арене.

Феноменальным было ойстраховское искусство смычка, в этом он не знал себе равных. Услышавших его игру не покидало ощущение, что никакой «штриховой заданности» у него не было. Скрипач распоряжался своим смычком подобно тому, как обладающий феноменальным от природы голосовым аппаратом певец распоряжается своим специальным даром. Искусство Давида Ойстраха всегда было эталоном отечественной исполнительской школы. Интерпретации музыканта всегда отличала классическая гармония замысла и его воплощения, ясность концепций, безупречное совершенство и законченность. Вероятно, именно поэтому крупнейшие композиторы ХХ века с такой радостью доверяли ему первое исполнение своих сочинений: они знали, что Ойстрах, как никто другой, сделает все, чтобы донести их замыслы до слушателей. Вероятно, по этой же причине музыкант, никогда не учившийся дирижировать, впервые встал на пульт, уже перешагнув рубеж пятидесятилетия и сразу выступил в этом амплуа как великолепный мастер большого масштаба. Ибо никогда не изменяло ему высокое чувство ответственности перед музыкой. В репертуаре Ойстраха-дирижера - симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и другие произведения.

Вклад Ойстраха в отечественную и мировую исполнительскую культуру огромен. Великий скрипач и превосходный дирижер, выдающийся педагог и камерный ансамблист, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи - Ойстрах был артистом, глубоко выразившим в творчестве свое время. Его замечательное искусство, оставшись жить в многочисленных записях, всегда будет источником чистого и высокого наслаждения для всех людей, чьи сердца открыты для музыки. 

Литература, представленная на выставке:

1. Бронин, В. Давид Ойстрах / В. Бронин. - Москва: Музгиз, 1954. - 24 с.: фот.

2. Гордость советской музыки: музыканты - Герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии. - Москва: Советский композитор, 1987. - 542 с.: ил.

3. Давид Ойстрах / сост. М. А. Гринберг. - Москва: Советский композитор, 1962. - 35 с.: фот.

4. Маркиз, Лев Иосифович. Давид Ойстрах: Творческий портрет / Л. И. Маркиз. - Москва: Музыка, 1977. - 24 с.: фот.

5. Музыка: энциклопедия / главный редактор Г. В. Келдыш. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.: ил.

6. Раабен, Лев Николаевич. История русского и советского скрипичного искусства: учебное пособие для муз. вузов / Л. Н. Раабен. - Ленинград: Музыка, 1978. - 199 с.: муз. пр.

7. Сто великих музыкантов / автор-составитель Д. К. Самин. - Москва: Вече, 2003. - 468 с.

8. Юзефович, Виктор Аронович. Давид Ойстрах: Беседы с Игорем Ойстрахом / В. А. Юзефович. - Москва: Советский композитор, 1978. - 350 с.: фот.

9. Ямпольский, Израиль Маркович. Давид Ойстрах / И. М. Ямпольский. - Москва: Музыка, 1964. - 130 с.: фот.

Отдел литературы по искусству