«Фламандские портреты»

Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Фламандские портреты», посвященная 420-летию со дня рождения Антониса Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк (1599–1641), фламандский живописец. Родился 22 марта 1599 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями. У них был дом в самом центре города. Антонис был 7-м ребенком в семье, правда братья и сестры его были ему сводные. После смерти матери в 1607 году Антониса отдали в ученики к Хенрику ван Балену. Здесь он провел целых 4 года, а к 1615 г. уже имел собственную мастерскую.

В 1618–1620 гг. работал помощником у П. П. Рубенса, в конце 1620 – начале 1621 г. – при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен.

С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии, главным образом в Генуе.

С 1632 г. он работал в Лондоне как придворный художник Карла I. С юных лет Ван Дейк проявлял интерес к портретной живописи (портрет Я. Вермелена, 1616 г.).

В 1615–1616 гг. в своей мастерской вместе с другими молодыми художниками он выполнил серию «Головы апостолов», писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие святого Петра», 1615–1617 гг.; «Юпитер и Антиопа», около 1617–1618 гг.).

Испытав сильное влияние живописной манеры Рубенса, варьируя выработанные им приемы и образы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618 г.).

В работах 1620–1621 гг. (портрет Ф. Снейдерса с женой, «Святой Мартин» и др.) определилось стремление художника к одухотворенному благородству образов, проявилась его чуткость к неповторимым особенностям каждого человека.

В Италии Ван Дейк выработал и довел до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором играют роль поза, осанка и жест (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623 г.).

Знакомство с колористикой венецианской живописной школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати. В то же время Ван Дейк создал выразительные образы одаренных людей (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622 г.; мужской портрет, около 1623 г.). Конец 20-х – начало 30-х гг. XVII в. – период высшего творческого подъема Ван Дейка. Ему удалось в парадных портретах органично соединить индивидуальные характеристики образа с торжественностью его представления (портрет Марии Луизы де Тассис, между 1627 и 1632 гг.).

В камерных портретах, в частности живописца Ф. Снейдерса (около 1620 г.), художник раскрыл богатство духовной жизни своих современников. Очень эффектны религиозные и мифологические композиции: «Мадонна дель Розарио» (начата в 1624 г.), «Отдых на пути в Египет» (между 1627 – 1632 гг.).

На самом деле о жизни Антониса ван Дейка мало что известно. Ходило много слухов, к примеру, что он занимался алхимией, хотя доказательств никаких не было. Ван Дейк был низкого роста, хорошо сложен, обаятелен, одевался всегда «с иголочки», был добродушен и гостеприимен.

Женившись в 1639 году на Мэри Ратвен – молодой фрейлине королевы, художник плотно вошел в ряды английской знати.

К концу жизни у художника было много работы. Он даже ездил в Париж, чтобы принять участие в росписях галерей Лувра. С 1632 г. и до смерти (9 декабря 1641 г.) работая в Лондоне, Ван Дейк много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635 г.), членов его семьи («Дети Карла I», 1637 г.) и знатных вельмож.

Умер он 9 декабря 1641 года.

Список литературы:

1. Бенуа, А. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 304 с.

2. Браун, К. Ван Дейк. – М.: Искусство, 1987. – 238 с.

3. Геташвили, Н. В. Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2005. – 267 с.

4. Государственный Эрмитаж: альбом. – СПб., 1963. – 50 с.

5. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ–ПРЕСС; Галарт, 2000. – 624 с.

6. Искусство: энциклопедический словарь школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 446 с.

7. Клод, Ф. История изобразительного искусства. – М.: Боммао, 2005. – 516 с.

8. Котельникова, Т. М. Вся история искусства. – М.: Астрель, 2008. – 414 с.

9. Самые знаменитые художники мира / пер. с англ.; под ред. У. Вогана. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 528 с.

10. Самин, Д. К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы