«Азбука в картинках»

С 3 мая 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 155-летию русского художника Александра Николаевича Бенуа.

С именем Александра Николаевича Бенуа связана целая полоса в истории нашей художественной культуры. Ни одно исследование, посвященное искусству конца XIX — начала XX века, не обходится без упоминания о его творчестве. Имя художника встречается в книгах о живописи и графике, о театральной декорации и драматическом театре, о балете и опере, в трудах по музейному делу и художественной критике, в монографиях и мемуарах замечательных мастеров.

Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа. Мама Камилла, дочь знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса. Среди родственников Александра Бенуа был актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века так или иначе были связаны с родом Бенуа.

Родители, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником Д.В.Философова, В. Ф. Нувеля и К. А. Сомова.

В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения. Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село. Совершал длительные заграничные поездки. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.

Творческое наследие Бенуа удивительно именно своей многоплановостью. Отдельным направлением творчества Бенуа стали театр и балет.  Один из самых блистательных мастеров театральной живописи, он создал огромное количество спектаклей на крупнейших сценах Петербурга, Москвы, многих столиц Европы и Америки. Создавать декорации для спектаклей он начал в 1900 году и продолжал работать над оформлением сцены многие десятилетия. Особо успешной стала его сотрудничество с Сергеем Дягилевым, для «Русских сезонов. Бенуа инициатор и художественный руководитель первых «русских сезонов» в Париже, он был среди тех, кто закладывал основы мировой славы нашего балета. Ряд лет он был связан с Московским Художественным театром, где руководил художественной частью, выступал в качестве главного декоратора и режиссера.

Как художник Александр Бенуа был универсален. Он творил в различных техниках – акварели, гуаши, пастели и т.д., писал пейзажи, исторические полотна, портреты. Лирические пейзажи и исторические композиции Бенуа, посвященные России и Франции XVIII — начала XIX века, занимают почетное место в крупнейших музеях страны.

 Им созданы шедевры в области книжной иллюстрации, и прежде всего непревзойденные рисунки к Пушкинскому «Медному всаднику», оказавшие заметное воздействие на развитие русской графики.» Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считается издания «Азбука в картинках». Огромно и его литературное наследие. В течение многих лет публикуя в газетах и журналах регулярные обзоры художественной жизни России, он в сотнях статей анализировал важнейшие события в области изобразительных искусств, архитектуры, театра, музыки. Фанатически влюбленный в классику, и прежде всего в искусство XVIII века, он явился организатором и участником множества начинаний, имевших целью изучение отечественной культуры. Его перу принадлежат капитальные труды по истории русской и мировой живописи.

Во время революционных событий и в первые годы советской власти Бенуа продолжал работать в России. Он занимался постановкой и оформлением спектаклей в Большом драматическом театре, заведовал картинной галереей Эрмитажа, участвовал в художественных выставках, в том числе в Париже, Берлине, Флоренции. Только в 1926 году художник решил окончательно покинуть Советский Союз и переселился во Францию, в Париж.

В эмиграции Бенуа продолжал работать как театральный художник и режиссёр-постановщик балетной труппы. Он получал заказы со всего мира: из Милана, Рима, Копенгагена, Буэнос-Айреса, Сиднея. До конца жизни Александр Бенуа сохранял созидательный запал и интерес к художественному творчеству.

9 февраля 1960 года Александр Николаевич Бенуа скончался на руках детей, немного не дожив до 90 лет.

Литература, представленная на выставке:

1. Бенуа, Александр Николаевич. Азбука в картинках Александра Бенуа: факсимильное воспроизведение издания / А. Н. Бенуа. - Ленинград: Художник РСФСР, 1990. - 38 с.: ил.

2. Бенуа, Александр Николаевич. Мои воспоминания. В 5 кн.: биография (Автобиография). Кн.4 и 5 / Александр Бенуа. - Москва: Наука, 1990. - 712 с.: цв. ил.

3. Бенуа, Александр Николаевич. Художественные письма 1930-1936: Газета «Последние новости», Париж. / А. Н. Бенуа. - Москва: Галарт, 1997. - 408 с.: ил.

4. Бенуа, Александр Николаевич. История русской живописи в XIX веке / А. Бенуа. - Москва: «Республика», 1999. - 448 с.: ил.

5. Бенуа, Александр Николаевич. История живописи всех времён и народов / А.Н. Бенуа. - Санкт-Петербург: «Нева». Т.1. - 2003. - 544 с.: ил.

6. Добужинский, Мстислав Валерианович. Азбука «Мира искусства» / М. В. Добужинский. - Москва: Наше Наследие, 1998. - 96 с.: ил.;

7. Русские художники от А до Я / авторы: Е. М. Алленова, Н. А. Борисовская, Т. И. Володина. - Москва: Слово, 1996. - 216 с.: ил.

8. Эткинд, Марк Григорьевич. Александр Николаевич Бенуа 1870-1960 / М. Г. Эткинд. - Ленинград; Москва: Искусство, 1965. - 216 с.: ил.

9. Эткинд, Марк Григорьевич А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века / М. Г. Эткинд. - Ленинград: «Художник РСФСР», 1989. - 478 с.: ил. 

10. Энциклопедия русской живописи / под редакцией Т. В. Калашникова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.: ил. - (Русская живопись 15-20 веков).

11. Энциклопедия искусства XX века / автор-составитель О. Б. Краснова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 352 с.: ил.

Отдел литературы по искусству