Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦа Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова организована выставка «Мистика в музыке», посвящённая 205-летию со дня рождения знаменитого композитора Рихарда Вагнера.
Рихард Вагнер – немецкий композитор, дирижёр, либреттист, публицист, музыкальный писатель. Он вошёл в историю музыкального театра как реформатор оперы, добивавшийся органического слияния музыки, слова и сценического действия. Его идеал – возвышенная музыкальная драма, основанная на синтезе искусств, прежде всего поэзии и музыки.
Родился Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника. Его отец умер через несколько месяцев после рождения будущего композитора. Воспитывался Вагнер в семье отчима, дрезденского актёра.
Вагнер учился в Лейпцигском университете. Занимался игрой на фортепиано и скрипке. В начале тридцатых годов появились его первые сочинения.
В 1834–1836 годах Вагнер был музыкальным директором Магдебургского театра. В 1836 году уехал в Ригу, откуда вскоре направился в Лондон и Париж. Молодой композитор вынужден был вести жизнь бедного музыканта-иностранца, перебивавшегося случайными заработками. В 1842 г. он был приглашён на должность капельмейстера в оперный театр Дрездена. Вагнер получил возможность познакомить театральную публику со своими сочинениями, и его третья опера «Риенци» (1842) завоевала прочное признание. При этом опера «Летучий голландец» (1843) была принята сдержаннее.
13 апреля 1845 года Вагнер завершил работу над оперой «Тангейзер», а уже 19 октября того же года состоялась премьера произведения в Дрездене.
28 августа 1850 года в Придворном театре в Веймаре под управлением Ференца Листа состоялась премьера «Лоэнгрина».
В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал в Швейцарию. Здесь он издаёт свои брошюры «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851) и другие. Получив в 1861 году амнистию, Вагнер возвращается в Германию. 1862 год он проводит в Бибрихе, на Рейне, занятый сочинением оперы «Мейстерзингеры». Работа эта приостановилась вследствие предпринятого Вагнером концертного путешествия в Прагу и Петербург, где он познакомил публику с отрывками из своих опер, а также мастерски дирижировал сочинениями Людвига ван Бетховена. Успех концертов Вагнера был колоссальный.
Наконец для композитора наступает момент, когда заветным и долго лелеянным мечтам создать идеальную оперу появляется возможность осуществиться. В 1864 году на баварский престол вступает Людвиг II, горячий поклонник Вагнера и страстный почитатель его таланта. Он приглашает композитора в Мюнхен и дарит ему виллу на берегу Штарнбергского озера.
10 июня 1865 года состоялась премьера «Тристана и Изольды» на мюнхенской сцене. В 1866 году Вагнер оставляет Мюнхен и поселяется около Люцерна, где заканчивает «Мейстерзингеров» и продолжает работать над тетралогией «Кольцо нибелунга». 21 июня 1868 года в Мюнхене состоялось первое представление «Мейстерзингеров». Мюнхен сделался центром пропаганды вагнеровской музыки. Тетралогия требовала театра со всевозможными новейшими приспособлениями в декоративном и акустическом отношениях, и в 1872 году в Байрейте совершилась закладка нового театра.
Постройка театра не раз грозила Вагнеру, несмотря на солидные пожертвования его именитых почитателей, финансовым крахом. Но, преодолевая все препятствия, он уверенно шёл к цели. В 1876 году театр был открыт.
Завершением творческого пути композитора стала опера («торжественная сценическая мистерия») «Парсифель» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, премьера которой состоялась в 1882 году.
13 февраля 1883 года Вагнер умер от сердечного приступа в Венеции. Он скончался за фортепиано в тот момент, когда играл партию Дочерей Рейна из «Золото Рейна».
Мощь, красота и новизна музыки Вагнера побудили Петра Чайковского назвать композитора одной из самых замечательных личностей второй половины XIX века.
Список литературы:
1. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. / Гвидо Боффи. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 413 с.
2. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка: очерки. – М.: Музыка, 1985. – 200 с.
3. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Современник, 1998. – 286 с.
4. Грей Г. Вагнер: пер. с англ. / Говард Грей. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 174 с.
5. Друскин М.С. История зарубежной музыки второй половины XIX века. – М.: Музыка, 1967. – 518 с.
6. Зильберквит М.А. Мир музыки: очерк. – М.: Дет. лит., 1988. – 335 с.
7. Композиторы «Могучей кучки» об опере / сост. Гордеева Е.М. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. – 404 с.
8. Крауклис Г.В. «Лоэнгрин» Р. Вагнера: путеводитель по опере. – М.: Музыка, 1988. – 62 с.
9. Коллинз С. Классическая музыка от и до / пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 288 с.
10. Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978.- 447 с.
11. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. – М.: Музыка, 1976. – 490 с.
12. Лаку-Лабарт Ф. Musica fista (Фигуры Вагнера) / пер. с франц., послесловие и примечания В.Е. Лапицкого. – СПб: Аксиома, Азбука, 1999. – 224 с.
13. Сто великих композиторов / автор-сост. Д.К. Самин – М.: Вече, 2002. – 624 с.
14. 166 биографий знаменитых композиторов / автор-сост. Л.В. Михеева. – СПб: Композитор, 2000. – 208 с.
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы