С 4 апреля 2025 года в читальном зале краеведческого отдела библиотеки будет развернута экспозиция книг, приуроченная к 115-летию со дня рождения Алибега Фатаховича Фатахова (1910-1935) – поэта, прозаика, переводчика, стоявшего у истоков лезгинской советской литературы, члена Союза писателей СССР с 1934 года, участника Первого съезда литераторов Дагестана.
Уроженец села Цумур С. Стальского района, он постигал знания в Касумкентской сельской школе, а затем на рабфаке в Баку. В 1934 году он вошел в состав Правления Союза писателей Дагестана. Его произведения, звучавшие как голос новатора, воспевающие труд и социалистическую Родину, стали важной страницей в истории лезгинской и дагестанской литературы.
Недолгая, но яркая жизнь Алибега Фатахова трагически прервалась в 1935 году. Всего 25 лет, но за это время он успел издать несколько сборников стихов, создать поэмы и роман в стихах, внес вклад в становление национальной прозы и стал реформатором лезгинского стихосложения.
Следуя традициям поэзии Дагестана и России, Фатахов с первых шагов в литературе живо реагировал на события в стране и мире. Его творчество, отмеченное тематическим разнообразием, обогатило дагестанскую литературу.
Важную роль в его становлении сыграло знакомство с произведениями Горького и Маяковского, с переводов которых началась его литературная деятельность. В 1928 году он начал работу в первой республиканской лезгинской газете «Новый мир», где публиковал фельетоны, статьи и очерки под псевдонимами Юпитер, Крапива, Знакомый и др. К этому времени он уже имел опыт работы в учебно-заводских мастерских Баку и в комсомольских организациях Куркента и Ашага-Стала.
Он знакомится с Г. Гаджибековым, Р. Динмагомедовым, Б. Астемировым, С. Абдулаевым и другими представителями дагестанской советской литературы. В периодической печати появляются его первые стихи: «Девятого января», «Муллы плачут», «Уходи, скатертью дорога, старый мир!». Роман «Разорванные цепи» был запрещен и увидел свет лишь в 1990 году.
Он одним из первых воспринял опыт русской литературы, обогатив национальную литературу новыми жанрами, ритмами и формами.
Фатахов творчески осваивал опыт русской классики, особенно Маяковского, которого считал своим учителем. В стиле Маяковского написаны поэмы «Ударник Гасан», «Война» и другие произведения. На выставке представлены рассказ «Риза», поэтический цикл, роман в стихах «Разорванные цепи» и поэмы «Ударник Гасан», «Завещание отца», «Газета» и другие произведения. Писатель отражал социалистические преобразования, создавал образы современников, в том числе женщин. Рассказы, посвященные актуальным проблемам того времени, читаются с интересом и сегодня, они затрагивают темы коллективизации, борьбы с кулачеством, критики пережитков прошлого и формирования нового советского человека.
Алибег Фатахович переводил на лезгинский язык произведения Маяковского, Д. Бедного, А. Безыменского, Н. Тихонова и других. Им переведены «Интернационал» Эжена Потье и ряд боевых маршей и песен советских поэтов, изданных отдельными сборниками с нотами, которые, к сожалению, не сохранились.
Его стихи и поэмы переведены на русский язык и языки народов Дагестана, изданы отдельными книгами, включены в учебные программы и хрестоматии, изучаются в школах, колледжах и университетах республики.
На выставке заметное место занимают книги А. Агаева, Ф. Вагабовой, Г. Гашарова, Р. Кельбеханова объектом исследований, которых стали творчество А.Фатахова.
Имя великого поэта Алибека Фатахова присвоено родной Цмурской школе, там создан его музей и установлен бюст.
Издания, представленные на выставке:
1. Агаев А.Г. О творчестве Алибега Фатахова. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1956. - 83с.
2. Антология лезгинской поэзии. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2017. - 197с.
3. Гашаров Г.Г. Покорители духовных вершин. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2007. - 404с.
4. Ильясова Т., Омаров А. Высокие звезды. - С. Стальский район: ИГ «Новый Кавказ», 2015. - 247с.
5. Фатахов А.Ф. Избранные произведения. - Махачкала: Даггиз, 1948. - 117с.
С. Мусаева, гл. библиотекарь отдела краеведческой и
национальной литературы