С 21 марта 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 340-летию со дня рождения немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
И. С. Бах – великий немецкий композитор ХVIII века, органист. Он принадлежал к самой обширной музыкальной фамилии, когда-либо существовавшей. Семья Бахов известна своими музыкантами с начала XVI века: многие из предков И. С. Баха были профессиональными музыкантами.
Музыкальное наследие И. С. Баха чрезвычайно велико и включает более 1000 произведений, творчество разностороннего музыканта отличает полнота музыкальных жанров.
Он писал духовную музыку, которая была впоследствии признана шедевром мировой классики. Его считали большим мастером полифонии — многоголосой музыки.
С 15 лет будущий композитор стал учиться в вокальной школе, посещал концерты знаменитых исполнителей в других немецких городах.
С 18-летнего возраста И. С. Бах начал работать, устраивался на должности, связанные с музыкой. Сначала был придворным музыкантом, исполнителем на органе в Арнштадте, Мюльхаузене, где приобрел славу профессионала. Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для И. С. Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Органное творчество композитора передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций. Лучшие произведения для органа И. С. Баха - это «Токката и фуга ре минор», «Музыкальные приношения», знаменитые кантаты «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», часто исполняемая «Кофейная кантата».
И. С. Бах также написал множество произведений для клавесина. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Наиболее известны- «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций , Английские сюиты и Французские сюиты, первая и вторая части сборника Упражнения для клавира, Гольдберг-вариации: мелодия с 30 вариациями.
И. С. Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных — «Бранденбургские концерты».
В 1747 г. композитор посетил королевскую резиденцию в Потсдаме, где импровизировал на новом в то время инструменте, фортепиано, перед Фридрихом II на заданную им тему. Королевская идея была возвращена автору сторицей , И. С. Бах создал несравненный памятник контрапунктического искусства - «Музыкальное приношение», грандиозный цикл из 10 канонов, двух ричеркаров и четырехчастной трио-сонаты для флейты, скрипки и клавесина.
Тем временем у композитора созревал новый «однотемный» цикл, замысел которого зародился еще в начале 40-х гг. Это «Искусство фуги», содержащее все виды контрапунктов и канонов. Однако болезнь, к концу жизни И. С. Бах ослеп, не позволила ему завершить предпоследнюю фугу и отработать последнюю. Этот труд увидел свет лишь после смерти автора, ознаменовав высшую ступень полифонического мастерства.
Процесс освоения баховского наследия бесконечен, как бесконечен сам И. С. Бах, неиссякаемый источник самых высоких переживаний человеческого духа.
Лишь после его смерти потомки в полной мере оценили его композиторское наследие, признав И. С. Баха одним из самых выдающихся музыкантов периода барокко. Его творчество оказало большое влияние на других композиторов, а сейчас многие произведения маэстро входят в золотую коллекцию музыкальной культуры.
Литература, представленная на выставке:
1.Бах И.С. и современность: сборник статей / составитель Н. А. Герасимова-Персидская. - Киев: Музична Украина, 1985. - 159 с.: муз. пр.
2.Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах / М. С. Друскин. - Москва: Музыка, 1982. - 383 с.: ил.
3.Зильберквит, Марк Александрович. Мир музыки / М. А. Зильберквит. - Москва: Детская литература, 1988. - 335 с.: цв. ил.
4.Коллинз, Стефан. Классическая музыка от и до / С. Коллинз; перевод с английского Т. Новиковой. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
5.Ломанович, Валентина Викторовна. Танцы с Бахом. Музыкально-педагогическая фантазия: учебное пособие / В. В. Ломанович. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2021. - 219, [1] с.: ил.
6.Морозов, Сергей Александрович. Бах / С. А. Морозов. - 2-е издание. - Москва: Молодая гвардия, 1984. - 255 с.: ил.
7.Оржеховская, Ф. М. Себастьян Бах / Ф. М. Оржеховская. - Москва: Детская литература, 1960. - 180 с.
8.Русская книга о Бахе / составители: Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. - 2-е издание. - Москва: Музыка, 1986. - 374 с.: муз. пр.
9.Скудина, Г. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. / Г. Скудина. - Москва: Музыка, 1985. - 32 с.
10.Форкель, И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха / И. Н. Форкель. - Москва: Музыка, 1987. - 111 с.: муз. пр.
11.Хубов, Г. Себастьян Бах / Г. Хубов. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 319 с.: муз. пр.
Отдел литературы по искусству