«Автор изящных и мечтательных мелодий»

С 1 марта 2025 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка, посвященная 215-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фридерика Шопена.

Фридерик Шопен композитор и пианист с мировым именем. По словам А. Рубинштейна, Ф. Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано. Он сочинял почти исключительно для фортепиано, сумев создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Ф. Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Первые композиторские опыты Ф. Шопена — опоэтизированные танцы польского быта (полонез, мазурка), вальсы, а также ноктюрны — миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов — концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии.  2 концерта, особенно ми-минорный, стали высшим достижением раннего творчества Ф. Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Ф. Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединившись с невозможностью возвращения на родину. Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм - Баллада соль минор, Скерцо си минор, до-минорный Этюд, часто называемый «Революционным».

Последующая жизнь Ф. Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни он встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора.  Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Ф. Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. В конце 30-х гг. Ф. Шопен завершает цикл прелюдий, ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях, самых миниатюрных пьесах, достигается особая «плотность», концентрированность выражения.

В 1840 г. Ф. Шопен пишет Вторую сонату си-бемоль минор — одно из самых трагических своих произведений. Ее 3 часть - «Похоронный марш», до сегодняшнего дня осталась символом траура. Среди других крупных произведений - баллады (4), скерцо (4), Фантазия фа минор, Баркарола, Соната для виолончели и фортепиано. Но не меньшее значение для Ф. Шопена имели жанры романтической миниатюры. Появляются новые ноктюрны (всего около20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты (4). Особой любовью композитора пользовалась мазурка. 52 шопеновские мазурки, поэтизирующие интонации польских танцев (мазура, куявяка, оберека), стали лирической исповедью, «дневником» композитора, выражением самого сокровенного. Не случайно последним произведением «поэта фортепиано» стала скорбная фа-минорная мазурка ор. 68, № 4 - образ далекой недостижимой родины.

Венцом всего творчества Ф. Шопена стала Третья соната си минор, написанная в  1844 г., в которой, как и в других поздних произведениях, усиливается красочность, колористичность звучания. Музыка Ф. Шопена совершенно неповторима, при этом она оказала влияние на многих композиторов последующих поколений.  Шопеновское искусство стало для нас исключительно цельным, гармоничным выражением романтического идеала и дерзновенного, полного борьбы, стремления к нему.

Литература, представленная на выставке:

1. Бэлза, Игорь Федорович. Фридерик Шопен / И. Ф. Бэлза. - Москва: Музыка, 1991. - 137 с.: ил.

2. Венок Шопену: сборник статей = Wreath to Chopin: collection of Articles / ответственный редактор Л. С. Сидельников. - Москва: Музыка, 1989. - 279 с.: фот. цв., портр., муз. пр.

3. Гуревич, Евгения Львовна. История зарубежной музыки: популярные лекции: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Е. Л. Гуревич. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.: ил.

4. Зенкин, Константин Владимирович. Фортепианная миниатюра Шопена / К. В. Зенкин. - Москва: Московская консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. - 152 с.

5. Коллинз, Стефан. Классическая музыка от и до / С. Коллинз; перевод с английского Т. Новиковой. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 288 с.

6.Прохорова, И. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для V класса детской музыкальной школы / И. Прохорова. - переиздание. - Москва: Музыка, 1994. - 111 с.: муз. пр.

7. 166 биографий знаменитых композиторов: зарубежные композиторы, русские композиторы. / автор-составитель Л. В. Михеева. - Санкт-Петербург: Композитор, 2000. - 200 с.: ил.

8. Сто великих музыкантов / автор-составитель Д. К. Самин. - Москва: Вече, 2003. - 468 с.

9. Сто великих композиторов / автор- составитель Д. К. Самин. - Москва: Вече, 2001. - 624 с.: ил.

10. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. - Москва: Музыка, 1989. - 444 с.: ил.

11. Цыпин, Г. Шопен и русская пианистическая традиция / Г. Цыпин. - Москва: Музыка, 1990. - 96 с.

Отдел литературы по искусству