С 20 сентября 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 280-летию итальянского и русского архитектора Джакомо Кваренги.
Архитектура русского классицизма представляет собой важный по своему значению исторический этап в развитии русского зодчества. К числу выдающихся мастеров архитектуры русского классицизма принадлежит Джакомо Кваренги
Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кваренги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. Архитектурный облик Санкт- Петербурга во многом определяется зданиями, созданными Кваренги. Вклад Кваренги в русское зодчество очень значителен. Впитав многовековую культуру родной Италии, он весь свой талант отдал России. Созданные им художественные ценности, свидетельство расцвета русской культуры той поры.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился 20 сентября 1744 года в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника.
В 1761 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы.
Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кваренги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году. В 35 лет мастер приехал в Россию, с которой связан важнейший период его жизни. Первые годы здесь он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Большинство его проектов предназначалось для Петербурга и его окрестностей. Немало делал архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России.
В Северной столице по проекту великого зодчего Кваренги были построены здания, без которых невозможно представить себе Санкт-Петербург: Смольный, Академия наук, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк, Конногвардейский манеж и много других сооружений, в значительной степени определивших «строгий, стройный вид» северной столицы.
Одно из самых масштабных творений Кваренги в Санкт-Петербурге – Александровский дворец в Царском Селе. В Москве зданий, построенных по проектам Кваренги, значительно меньше, чем в Петербурге, но все они, являются объектами культурного наследия.
Самым известным московским зданием Кваренги, расположенным возле Красной площади, является, конечно, Гостиный двор на Ильинке. Кваренги участвовал в строительстве Екатерининского дворца в Лефортово. Внес архитектор существенные изменения и в облик здания Странноприимного дома, а ныне – института скорой помощи имени Склифосовского.
Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. В 1814 году Джакомо Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден святого Владимира 1-й степени. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в марте 1817 году, причиной послужила банальная простуда.
Прошло более двухсот лет со времени возведения зданий Кваренги, однако они продолжают служить людям. Сейчас в них размещаются музеи, библиотеки, больницы, институты и другие государственные учреждения. В широком общественном признании этих сооружений отражена вечная ценность архитектуры классицизма. Творчество Кваренги настолько значительно и многогранно, что интерес к нему не иссякает по сей день.
Издания, представленные на выставке:
1. Архитектурные проекты и рисунки Джакомо Кваренги: Выставка к 150-летию со дня смерти архитектора. - Ленинград: Советский художник, 1967. - 68 с.: ил.
2. Богословский, Виталий Александрович. Кваренги мастер архитектуры русского классицизма / В. А. Богословский. - Москва : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. - 71 с. : ил.
3. Город Пушкин: путеводитель / составители: В. В. Лемус, Е. Л. Турова. - Москва: Искусство, 1954. - 92 с.: ил. - (Памятники русской художественной культуры).
4. Гримм, Герман Германович. Графическое наследие Кваренги / Г. Г. Гримм. - Ленинград: Издательство Эрмитажа, 1962. - 198 с.: ил.
4. Коршунова, Милица Филиповна. Джакомо Кваренги / М. Ф. Коршунова.-Ленинград: Лениздат,1977-167 с.: ил.
5. Пилявский, Владимир Иванович. Джакомо Кваренги Архитектор. Художник. / В. И. Пилявский. - Ленинград: Стройиздат, 1981. - 212 с.
6. Талепоровский, В. Н. Кваренги: Материалы к изучению творчества / В. Н. Талепоровский. - Ленинград: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. - 216 с.: ил. - (Материалы к изучению творчества).
7. Низовский, А. Ю. Сто великих шедевров архитектуры / А. Ю. Низовский. - Москва: Вече, 2005. - 432 с.: ил. - (Сто великих).
8. Павловск. Дворец и парк: Альбом / А. М. Кучумов, М. А. Величко. - Ленинград: Аврора, 1976. - 121 с.: цв. ил.
9. Павловск: Дворцово-парковый ансамбль / автор и составитель В. А. Беланина.- Ленинград: Лениздат, 1989. - 383 с.: ил.
11. Пилявский, Владимир Иванович. Петродворец (б. Петергоф): путеводитель / В.И. Пилявский. - Москва: Академия архитектуры СССР, 1949.
12. Самин, Д. К. Сто великих архитекторов: сборник / Д. К. Самин. - Москва: Вече, 2000. - 591 с.: ил. - (100 великих).
Отдел литературы по искусству