С 20 августа 2024 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Модерн в мировой графике».
Стиль модерн - самый многоликий и самый изысканный среди всех художественных направлений рубежа XIX-XX веков. Всякий парадокс, особенно творческий, однажды образовавшись, может стать побудительным мотивом для дальнейшего развития. Так, и печатная графика конца XIX- начала XX века, внезапно сблизив проблемы промышленности с искусством и образовав что-то вроде «графического бума», выразила себя в новом стиле-модерне, выражая желание художников поведать миру нечто новое - о себе, своем представлении о нем и, конечно же, занять особое место в искусстве. Жизнь показала: модерн прижился, стал самостоятельным и чрезвычайно интересным стилем во всех видах искусства. И его выразительные средства были столь разнообразны, что художники, работавшие в этом стиле, были не похожи друг на друга. Модерн, может быть, и не был «великим» стилем , какими считались классицизм ,романтизм, зато отчетливо отвечал потребностям времени.
Временные рамки эпохи модерна определяются всего несколькими десятилетиями- с 1880 годов до середины 1910-х, до начала Первой мировой войны. Но, несмотря на столь кратковременное существование, и по сию пору творчество ведущих мастеров модерна вызывает неугасающий интерес у широкой публики.
Предвестниками модерна были английские художники Уильям Блейк и Джемс Уистлер. Блейк создавал иллюминированные рукописи: сам писал, иллюстрировал и раскрашивал книги в духе древних манускриптов- и они становились своего рода вехой в истории книгопечатания. В семидесятых годах XIX века появилась знаменитая «Павлинья комната» Уистлера, которую считают своего рода знаком ,а может быть ,и знаменем модерна в Англии- да и во всей Европе.
Особенным было творчество Обри Бердсли, зачинателя модерна в Англии. На нем непостижимым образом отразились и изыски символистов, и нюансы стиля японской гравюры. Он работал в области книжной иллюстрации, и его виртуозные приемы с затейливой игрой силуэтов и контурных линий повлияли на других мастеров. Как и Блейк, он тоже был «литературно и живописно одарен» и оставил за свою короткую жизнь огромное художественное наследие: иллюстрации, обложки ,бордюры, заставки, концовки, экслибрисы. Особой отличительной чертой его талантливой графики стала его «игра» пятнами черного и белого цветов. Известность к Обри Берсли пришла с изданием книги Меллори «Смерть Артура» с иллюстрациями художника.
Основные характерные мотивы в стиле модерн - так называемые «удары бича», извивающиеся линии, напоминающие языки пламени, стебли растений и динамичные волны. Это хорошо заметно в большинстве произведений художников. Среди первооткрывателей модерна был и дизайнер Артур Х. Макмурдо, который любил изображать в элементах своего дизайна именно этот мотив.
Графика модерна позаимствовала многие сюжеты из японской гравюры. В том числе «брала» их и у Хокусая, что сказалась главным образом на плакате. Плакат стал использовать при создании театральной рекламы разного рода увеселительных мероприятий. Во Франции Эжен Грассе использовал стилистику модерна в произведениях разного плана: он делал витражи, писал картины, создавал произведения книжной графики. Он потрудился и над искусством плаката в пору его «расцвета», когда за него взялись замечательные мастера, в числе которых были Тулуз-Лотрек, Стейнлен, Боннар, Муха.
Знаменитый чешский художник Альфонс Муха стал символом стиля модерн. Определился даже знаменитый «почерк» художника: его так и называли - «стиль Мухи». Он был живописцем, графиком, театральным художником, иллюстратором, ювелирным дизайнером, мастером театральной и рекламной афиши. Он все мог, за все брался - и делал работу согласно своим высоким представлениям об искусстве.
Что касается России, то стоит отметить, что предтечей модерна был абрамцевский художественный кружок, который организовал выдающийся меценат и промышленник Савва Мамонтов. В это неформальное объединение русской интеллигенции еще в 1870‑е годы входили такие выдающиеся художники, как К. Коровин, М. Врубель, В. Серов. Среди художников и графиков, работавших в стиле модерн, можно выделить М. Врубеля, А. Бенуа и К. Сомова. В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения "Мир искусства". Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.
Рубеж XIX- XX веков, открыв миру новое направление, показал: современные традиции ,привносящие что- то новое в устоявшуюся жизнь, переустраивая ее - своего рода культурная необходимость .Она, решая противоречия нового и старого , «уходящего и нарождающегося», открывает иные, в каком-то смысле неожиданные творческие возможности, демонстрируя неисчерпаемость искусства.
Издания, представленные на выставке:
1.Альфонс Муха : Шедевры модерна / редактор Л. Жукова. - Москва : Воскресный день, 2019. - 62 с. : цв. ил.
2.Борисова, Елена Андреевна. Русский модерн : альбом / Е. А. Борисова. - Москва : Галарт, 1998. - 360 с. : ил.
3.Власов, В. Г. Стили в искусстве : Архитектура. Графика. Живопись. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Т.1 / В. Г. Власов. - СПб : ЛИТА, 1998. - 672 с. : ил.
4.Добужинский, Мстислав Валерианович. Азбука "Мира искусства" / М. В. Добужинский. - Москва : Наше Наследие, 1998. - 96 с. : ил.
5.Искусство : иллюстрированная энциклопедия / составитель А. Дылейко. - Москва : Белфакс, 2002. - 336 с. : ил.
6.Кашекова, Ирина Эмильевна. От античности до модерна : Стили в художественной культуре / И.Э. Кашекова. - Москва : Просвещение, 2000. - 144 с. : цв. ил.
7.Кортунова, Наталья Дмитриевна. Модерн : Климт, Гауди, Муха / Н. Д. Кортунова. - Москва : АСТ, 2021. - 160 с. : цв. ил., фот. цв.
8.Мидан, Жан-Поль. Модерн Франция / Жан-Поль Мидан. - Москва : Магма, 1999. - 170 с. : цв.ил.
9.Мировое искусство. Мастера японской гравюры : энциклопедия / составитель И. Г. Мосин. - Санкт-Петербург ; Москва : Оникс, 2007. - 207 с. : цв.ил.
10.Модерн в мировой графике / вступительная статья Л. Жуковой. - Москва : Воскресный день, 2020. - 205 с. : цв. ил.
11.Обри Бёрдсли : Шедевры модерна / составитель Андрей Астахов. - Москва : Воскресный день, 2020. - 62 с. : ил.
12.Сарабьянов, Д. В.Стиль модерн : Истоки история проблемы / Д. В. Сарабьянов. - Москва : Искусство, 1989. - 294 с. : цв.ил.
13.Эжен Грассе. Шедевры модерна / составитель А. Астахов. - Москва : Печатная слобода, 2021. - 46 с. : цв. ил.
Отдел литературы по искусству