«Искусство плаката»

С 18 октября 2023 года в читальном зале отделе редких книг читатель может познакомиться с необычной выставкой, раскрывающей целую эпоху изобразительного искусства. Плакаты по праву являются неотъемлемой частью культурного наследия нашего общества. Плакат или постер – это вид печатной тиражной графики, отдельное произведение которой представляет собой нанесенное на лист визуальное сообщение, как текстовое, так и иллюстративное, целью которого является привлечение внимания публики к его содержанию. Информация, помещенная на лист, отличается наглядностью, однозначностью и краткостью. Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Как правило, изображения на плакатах были лаконичными, и обязательно изображались некие призывные жесты. Агитационные плакаты призывали к борьбе с грабителями, лодырями, врагами. В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст — лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию. Роль советских плакатов с течением времени только возрастает, невозможно переоценить их воздействие на умы тружеников вчера и сегодня. Все более чем актуально. И это, крайне немаловажно для подрастающего поколения.

Почему именно плакату отвели столь важную роль? Не надо забывать, что большое количество жителей России оставалось неграмотными. Следовательно, эти люди не могли читать ни газеты, выход которых из-за резко ухудшившихся экономических условий сократился, ни декреты, разъясняющие правила новой жизни. Рисунок плаката даже без сопроводительного текста приковывал внимание нерешительных, увлекал сомневающихся, побуждал к поступку осторожных. Расклейка плакатов заменяла талантливые агитбригады, которых на все участки фронта не хватало. Нарисованный красноармеец на плакате действовал не менее эффективно, чем речистый оратор. Пример тому – знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?».

Вместо серьёзной брошюры, подытоживающей достижения власти, использовали яркий плакат, который показывал преимущество новой жизни красочными картинками. Однако в сопроводительных подписях к ним указывались реальные статистические данные. Рассматривая плакат, зритель попутно получал и необходимую политинформацию.

В нашей выставке плакаты разных лет, по которым сегодня можно изучать историю. Многим из этих плакатов уже 100 лет, а выглядят они актуально. И в эстетическом плане, и в смысловом. Что касается художественной ценности, то она несомненна. Самыми известными и плодовитыми создателями плакатов были всем известные «Кукрыниксы» (Соколов, Куприянов и Крылов). Правда, они в основном делали политические плакаты и карикатуры. Реклама и пропаганда умели убеждать — во многом благодаря плакатам. Вопреки жёсткой цензуре художникам-оформителям удавалось создавать настоящее искусство. Точные образы, запоминающиеся надписи, насыщенные цвета и предельная лаконичность вдохновляют дизайнеров и сейчас.

Рассмотрим альбом «Москва издательская в плакате» издательского центра Книжной палаты, 2003 год. Книга очень большого формата. Альбом впервые наиболее полно представляет тематическую коллекцию плаката, отражающего многостороннюю издательскую деятельность Москвы с начала 1920-х годов до 2003 года. Книготорговый, подписной, выставочный и агитационно-пропагандистский плакат показывает роль Москвы в издании, распространении и пропаганде книг, газет, журналов.

Альбом включает 112 плакатов из собрания Российской книжной палаты. Большая часть со времени своего выхода из печати не переиздавалась и публикуется в альбоме впервые, а отдельные листы сохранились в единственном экземпляре, и представляют исключительную редкость.

Большого внимания заслуживают плакаты Пропаганды чтения в русском плакате 1920-х годов. В 20-х годах XX века в СССР выпускалось довольно мало плакатов, посвящённых отдельным книгам, зато очень широко рекламировались газеты и журналы, несколько реже — ведущие издательства и их фирменные магазины, иногда — большие книжные серии или собрания сочинений. Основным же мотивом книготорговой рекламы тех лет были бесконечные увещевания о пользе чтения как такового, о необходимости овладеть грамотой, учиться, постоянно пополнять свои знания.

Окна РОСТА 1919–1921 Маяковский. «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919–1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).

«Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. Владимир Маяковский для нас - это скорее поэт революции, непримиримый боец, своими рваными строчками несущий миру новые истины. Но немногие знают, что он еще и рисовал. Причем талантливо. В годы Гражданской войны он стал одним из художников Окон РОСТА и создавал агитационные плакаты, пропитанные сатирой и призывом к борьбе. У всех плакатов были номера. Первым плакатом, созданным Маяковским, был плакат №5. Среди прочего мы не можем обойти стороной и Дагестанские плакаты, такие как Семилетка Дагестана «Альбом наглядных пособий» Махачкала 1962г. И графическая серия «Они нам мешают» плакаты М. К. Юнусилау и В. Горского. Магомед Каир-Магома Юнусилау мастер дагестанского изобразительного искусства, народный художник. Интерес к сатирическому жанру М. Юнусилау проявил с раннего этапа творчества и до конца своей жизни. Работая в республиканских газетах, он оттачивал свой сатирический талант. В плакатах, подготовленных для «Союза воинствующих безбожников», (1930 год), в окнах ТАСС в годы Великой Отечественной войны, в наглядной агитации послевоенных мирных лет художник подвергал беспощадной и острой критике врагов советской власти, фашистских захватчиков, бичевал пороки общества. В них проявилось умение М. Юнусилау подмечать острохарактерные моменты, ситуации, выхваченные из самой жизни. Опыт многолетней практики в издательствах помог М. Юнусилау выработать свой стиль и почерк в графике. Им создано много дружеских шаржей на поэтов, писателей, музыкантов, композиторов. Большой удачей художника явилась графическая серия «Они мешают нам». С этими интереснейшими плакатами все желающие могут ознакомиться в отделе редких книг.

Отдел редких книг