«Искусство портрета»

С 14 сентября 2023 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена тематическая выставка «Искусство портрета».

Изображение человека интересовало художников во все времена. На стенах пещеры было изображено нечто напоминающее черты человеческого лица. В древние и античные времена портретная живопись осуществлялась с применением силуэта и линий. Искусство древнего мира – это огромное наследие для современности. За тысячелетия человек постиг искусство живописи благодаря техникам и принципам, которые дошли до нас с древних времен.

Несмотря на то, что в эпоху Возрождения портреты изображались все по шаблону с упрощенными чертами лица, именно в этот период портретная живопись достигла самого расцвета. Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является самым знаменитым экспонатом того времени. Этой картине подражали все последователи художника и считали ее образцом в портретном искусстве. В эпоху Возрождения появились различные формы портрета. Знаменитый художник эпохи Возрождения Рембрандт стал мастером в написании интимного или камерного портрета. Целью таких портретов была не просто внешность человека, а его чувства, эмоции и душа.

В XVIII-XIX веках портретное искусство стало набирать обороты и приносило художникам больший заработок, чем пейзажи. В России портретный жанр появился значительно позже, чем в Европе. Первым образцом русского портретного искусства было изображение человека, выполненное в технике иконописи.

Среди множества мировых художников выделяются великие русские портретисты. Каждый из знаменитых живописцев создал собственный стиль, работал с определёнными материалами и типом натурщиков. Одни из них служили исключительно царским семьям, другие видели красоту среди простых крестьян, современные художники ищут новые источники вдохновения.

Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы – у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был, почитаем как священниками, так и прихожанами. Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев. Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек. Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако XVIII век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретисты того времени придерживались классической школы изобразительного искусства. Федор Рокотов, Алексей Антропов, Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Орест Кипренский, Борис Кустодиев, Карл Брюллов. Благодаря объединению «Мир искусства» и одноименному журналу, русская публика и художники узнали о современных тенденциях европейской живописи. Влияние западной живописи прослеживается в работах всех художников того времени.

Иван Крамской. Валентин Серов, Василий Перов, Александр Бенуа, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова. После революции, когда главенствующим жанром стал соцреализм, сформировался советский портрет. Он, прежде всего, должен был соответствовать государственной идеологии. Портретные образы строителей социализма можно встретить в работах Александра Дейнеко, Аркадия Пластова Исаака Бродского. Немало талантливых художников и современности Илья Глазунов, Александр Шилов, Никас Сафронов и многие другие.

Портрет всегда был и остается самым интересным и при этом самым сложным жанром в искусстве. Он позволяет увидеть целый образ человека, его внешность, эмоции, чувства. Безграничная фантазия художников в изображении людей на протяжении всей истории портретной живописи расширяла границы.

Человек сложное существо, но действительные мастера своего дела, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях. С развитием человека развивалось и искусство. За всю историю человечества были созданы миллионы произведений. Но были те, которые не просто вошли в историю, они до сих пор радуют и восхищают ценителей искусства. В современном мире на слуху имена художников портретистов, которые жили в XVI, XVII, XVIII веках. «Человек эпохи Возрождения» - Леонардо да Винчи знаменит благодаря своему полотну «Мона Лиза». Тайну ее знаменитой улыбки до сих пор пытаются раскрыть историки. Увидев впервые эту картину, историки описали ее как нечто, что не смогла бы передать ни одна фотография. Мадонна Рафаэля Санти на протяжении вот уже нескольких веков заставляет многих людей останавливаться и задумываться о своей душе и о вечности, и это делает наш мир чуточку лучше…

Произведения Йоханнеса Вермеера не были признаны при его жизни, а некоторые даже были приписаны другим художникам. Его самая знаменитая картина «Девушка с жемчужной серёжкой». Голландский художник Рембрандт был мастером в игре света и тени. Картина «Ночной дозор» является подтверждением этого. Художник мастерски передал игру движения в неподвижном портрете. Он был универсальным художником, который писал не только портреты, но и пейзажи, исторические события и сцены из Библии. За свою долгую историю портрет пережил и взлеты, и падения, но до сих пор не исчерпал себя. Несмотря на развитие новых технологий и появление фотографии портретная живопись остается востребованной.

Литература, представленная на выставке:

1. Гофман, Ида Марковна. Головин-портретист / И. Гофман. - Ленинград: Художник РСФСР, 1981. - 162 с.: ил.

2. Ельшевская, Галина Вадимовна.  Портрет / Г.В. Ельшевская. - Москва: АСТ-ПРЕСС. Галарт, 2002. - 207 с.: портр. - (История жанров).

3. Зингер, Леонид Семенович. Советская портретная живопись 1930-х-конца 1950-х годов / Л. С. Зингер. - Москва: Изобразительное искусство, 1989. - 320 с.: ил.

4. Калитина, Нина Николаевна. Французский портрет XIX века / Н. Н. Калитина. - Ленинградское отделение: Искусство, 1985. - 280 с.: ил.

5. Портретная миниатюра: из собрания Государственного русского музея / К. В. Михайлова; редактор Э. В. Милина. - Ленинград: Художник РСФСР, 1974. - 412 с.: ил.

6. Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века: из собрания Государственного Эрмитажа / авторы предисловия Г. Н. Комелова, Г. А. Принцева. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. - 336 с.: ил.

7. Портрет в русской живописи XVII -первой половины XIX века / автор - составитель А. Б. Стерлигов. - Москва: Гознак, 1986. - 150 с.: портр., цв.ил.

8. Портретная миниатюра в России XVIII - XIX веков: из собрания Государственного исторического музея / автор и составитель Т. А. Селинова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1988. - 360 с.: цв.ил., портр.

9. Портрет. Художники. Модели. Воспоминания / редактор Е. Григорьева. - Москва: Белый город, 1998. - 336 с.: ил.

10. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР / составители: С. М. Горбачева, С. В. Ямщиков. - Москва: Изобразительное искусство, 1987. - 336 с.: ил.

11. Ярославские портреты XVIII - XIX веков: Ярославль. Переславль-Залесский Ростов Ярославский. Андропов. Углич / составитель И. Федорова. - Москва: Изобразительное искусство, 1986. - 220 с.: портр.

Отдел литературы по искусству