«Мастерская скульптора»

Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы БИМЦа Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организовали содержательную тематическую выставку для читателей центра и просто любителей такого вида искусства, как скульптура.

«Скульптура – это искусство, которое, удаляя излишек обрабатываемого материала, приводит его к форме тела, предначертанной в идее художника», – писал один из первых историков и теоретиков искусства художник Джордже Вазари.

Как выглядит мастерская скульптора?

Обычно это просторное помещение с высоким потолком и большими окнами. На полу – ящики с глиной, куски камня и дерева, мешки с гипсом. На стеллажах – готовые или почти законченные скульптуры. Мастерская напоминает рабочий городок, ведь здесь рождаются замыслы будущих статуй, ведутся все подготовительные работы: скульптор и его помощники замешивают глину, рубят камень, готовят формы для отливки скульптуры в металле. Обычно неподалёку, чаще всего во дворе или в подвале, находится печь для обжига керамики, а иногда и литейная мастерская, где скульптуры отливают в бронзе.

Небольшие скульптуры мастер лепит на вращающихся подставках – станках. Тогда работу не надо обходить со всех сторон, достаточно повернуть станок. Скульптуру, созданную на станке, называют станковой. В отличие от огромных монументов, она предназначена в основном для помещений, музейных залов.

Зачем скульпторы рисуют? Прежде чем приступить к созданию скульптуры, мастер наносит на бумагу очертания будущего произведения, постепенно, шаг за шагом прорисовывая его в разных поворотах, уточняя необходимые детали. Известно, что великий Микеланджело делал множество эскизов для своих скульптур. Однажды он почти все их сжёг, чтобы потомки не знали, сколько труда он вкладывал в каждое своё творение.

А его соотечественник и современник Леонардо да Винчи работал над конной статуей миланского герцога Лодовико Сфорца почти 16 лет. За это время он создал десятки набросков лошадей, тщательно изучая их внешний вид. По этим рисункам мы можем судить о грандиозности замысла Леонардо, так и оставшегося, к сожалению, невоплощённым.

Из чего можно сделать скульптуру? Скульптуру создают из разных материалов: мягких (пластилина, глины, воска) или твёрдых (мрамора, гранита, известняка, песчаника, дерева, слоновой кости).

Когда рождается замысел будущего творения, мастеру важно не упустить момент озарения. А мелькнувший образ быстрее всего воплотить в глине.

Чтобы глиняная фигура не разрушилась, нужен прочный каркас. Его сплетают из проволоки и осторожно обкладывают глиной. Чтобы она не растрескалась, изделия обжигают в специальных печах. Но даже после этого они довольно хрупкие.

Поэтому созданные в глине образцы, или модели, «переводят» в камень и металл.

Основной материал для скульптуры – камень. С незапамятных времён именно из него высекали скульптуры для храмов и гробниц. В твёрдых породах камня – базальте и граните – не проработать мелких деталей. Поэтому скульпторы научились отсекать всё лишнее, оставляя главное.

Со времён древних Греции и Рима мрамор стал одним из самых любимых материалов скульпторов. Мрамор словно светится, горит изнутри, если на него падают солнечные лучи. Он бывает разных оттенков – от белоснежного до желтоватого.

Прочную, долговечную скульптуру делают также из алюминия, титана, хромированной меди, стальных листов.

Отливка статуи из металла – процесс очень сложный, требующий большого мастерства.

Сколько инструментов у скульптора?

Главный «инструмент» скульптора – руки. Это они придают влажной глине узнаваемые формы, разглаживают её или, наоборот, «взрыхляют». В готовой скульптуре хорошо видно, как прикасался к ней мастер: иногда – ласково и неторопливо, иногда – энергично, с силой прочерчивая борозды, подправляя форму. Но только руками не обойтись, приходится помогать себе инструментами. Они появились ещё в глубокой древности и с тех пор почти не изменились.

Список литературы:

  1. Азгур З.И. Альбом / автор-сост. Б.А. Крепак. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 174 с.
  2. Алексеева Л.В. Скульптура. – М.; Л.: Просвещение, 1964. – 51 с.
  3. Виноградова Н.А. Скульптура Японии. – М.: Изобраз. искусство, 1981. – 240 с.
  4. Громыко А. Маски и скульптура тропической Африки. – М.: Искусство, 1985. – 350 с.
  5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 623 с.
  6. Каганович А. Медный всадник. – Л.: Искусство, 1975. – 189 с.
  7. Либман М.Я. Немецкая скульптура. – М.: Искусство, 1980. – 405 с.
  8. Ланг Й. Скульптура для начинающих. – М.: Внесигма, 2000. – 79 с.
  9. Мелюков И.Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре. – М.: Издательство В. Шевчук, 2002. – 100 с.
  10. Сто великих скульпторов / авт.-сост. С.А. Мусский. – М.: ВЕЧЕ, 2000. – 480 с.
  11. Сидорова В.С. Скульптура древней Индии. – М.: Искусство, 1971. – 86 с.
  12. Светлов И.Е. Скульптура народной Польши. – М.: Наука, 1976. – 201 с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы