С 25 апреля 2022 года отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Соловьиная песнь Победы», посвящённая 115-летию со дня рождения советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого.
Василий Павлович Соловьёв-Седой—советский русский композитор, может быть назван одним из самых своеобразных композиторов-песенников в России XX века. Известность он приобрел в середине 30-х годов. Печать неповторимой свежести лежит на его лучших песнях, придавая им особое обаяние.
Василий Соловьёв родился 25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые ребята подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен. Отец композитора, Павел Павлович, после долгой службы в армии остался в Петербурге и стал работать дворником в доме страхового общества «Россия». Мать Анна Федоровна до замужества была горничной.
Музыкальные способности мальчика заметили уже в детстве. Отец любил петь и самоучкой освоил гармонь. От него страсть к музыке и песне перенял Василий. Закончив школу в 1923 году, он подрабатывал на танцевальных площадках, выступая в качестве тапера. Однажды его выступление услышал ленинградский композитор А. Животов. Он помог Василию устроиться на радио в качестве аккомпаниатора уроков гимнастики. Под руководством А. Животова, Василий Соловьев-Седой научился импровизировать и составлять простейшие музыкальные композиции. Через год А. Животов посоветовал ему поступать в музыкальное учебное заведение. Вначале Василий отнесся к предложению настороженно, в то время он даже не умел записывать ноты. Но отец убедил Василия, и тот решил последовать совету и подал документы в Ленинградский музыкальный техникум. Выдержав конкурс, Василий Соловьев-Седой стал учиться в классе, которым руководил профессор консерватории П. Рязанов. Он и стал первым наставником будущего композитора. Василий окончил композиторское отделение Третьего музыкального техникума, и в 1931 году поступил в консерваторию. В 1936 году Василий Павлович Соловьев заканчивает консерваторию. К тому времени он был автором нескольких песен, но настоящая популярность пришла к нему гораздо позже. На открытие ленинградского Мюзик-холла он написал песню о Ленинграде. Она получила высокую оценку присутствовавшего на открытии Исаака Дунаевского. В 1938 году Василий Соловьева-Седого впервые пригласили писать музыку для кинофильма. Он создал несколько песен и музыкальную сюиту для советской мелодрамы. В начале тридцатых годов композитор начинает работать над своим первым крупным произведением — балетом «Тарас Бульба». Критики высоко оценили музыку балета. Опираясь на народные мелодии, Василий Павлович смог создать яркое образное полотно, в котором раскрывалась специфика повести Николая Гоголя. Впоследствии балет неоднократно ставился не только на сценах театров СССР, но и в других странах. В довоенные годы Василий Павлович Соловьев-Седой написал также несколько комедий, поставленных на сценах разных театров.
С первых дней Великой отечественной войны перед композиторами встали новые ответственные задачи. С этого времени В. П. Соловьев-Седой находит свой собственный путь в песенном искусстве. Композитор начал озвучивать патриотические выпуски ленинградской радио хроники. Одна из песен — «Играй, мой баян», написанная на слова поэтессы И. Давидович 23 июня 1941 года, стала музыкальной эмблемой передач Ленинградского радио. В августе 1941 года по радио прозвучала песня «Прощай, любимый город». Всего он написал несколько десятков песен - «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Доброе утро», «Наш город», «Где же вы, друзья-однополчане», «Поет гармонь за Вологдой» и другие. В последний год войны композитор пишет музыку к кинокомедии «Небесный тихоход» в 1945 году, две песни из которого «Потому, что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу» сразу же стали народными. Популярной стала и песня из следующей ленты «Первая перчатка» 1946 года. В 1955 году В. П. Соловьев-Седой написал музыку к картине «Максим Перепелица». От яркой патриотической направленности песен композитор переходит к лирической тональности. С 1946 года начинается его многолетнее сотрудничество с М. Исаковским. Первой совместной работой стала песня «Не тревожь ты себя, не тревожь». За ней последовали «Услышь меня, хорошая», «Баллада о солдате». Всего же в сотрудничестве родилось тридцать песен. В начале пятидесятых годов композитор возвращается к жанру музыкальной комедии. Оперетту «Верный друг» поставили на сцене театра музыкальной комедии. В. П. Соловьев-Седой регулярно выпускает оперетты, которые с успехом идут на сцене различных авторов. Оперетты «Шельменко - денщик», «Восемнадцать лет», «У родного причала» были экранизированы. В 1959 году Василию Павловичу присуждается Ленинская премия за песни «В путь», «Версты», «Подмосковные вечера». Композитор приобрел поистине всенародную известность. Со временем он переходит к работе с конкретными исполнителями. В сотрудничестве с Л. Зыкиной родились песни «Течет река Волга», с М. Бернесом — «Если бы парни всей Земли». В семидесятые годы Василий Павлович Соловьев-Седой много ездит по стране, посещает союзные республики, пишет несколько монументально-песенных циклов — «Северная поэма» (на материале народных песен), «Светлая песня» и «Мои современники» (на стихи поэта Г. Горбовского). Он также создает циклы романсов на стихи Александра Пушкина и Сергея Есенина. Последняя работа Василия Соловьева — мюзикл «Теремок» по сказке Самуила Маршака. Но дописать ее композитор не успел — 2 декабря 1979 года он неожиданно умер.
Издания, представленные на выставке:
1. Гришко, Алексей Филатович. Мелодии воинской славы. Очерки: очерки / А. Ф. Гришко. - Киев: Музична Украiна, 1985. - 118 с.: фот.
2. Композиторы - лауреаты Ленинской премии / Народный университет культуры. - Москва: Знание, 1971. - 126 с.: ил.
3. Кремлев, Юлий Анатольевич. Василий Павлович Соловьев-Седой: очерк жизни и творчества / Ю. А. Кремлев; Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: Советский композитор, 1960. - 227 с.: ил.
4. Мастера музыки и балета герои социалистического труда / редакторы-составители: Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. - Москва: Советский композитор, 1978. - 316 с.: фот.
5. Соловьев-Седой, В. П. Пути-дороги: воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / В. П. Соловьев-Седой; общая редакция Л. Мархасева. - Ленинград: Советский композитор, 1982. - 184 с.: ил.
6. Соловьев-Седой В. П.: Нотно-библиографический справочник / составитель Д. М. Персон. - Ленинград: Советский композитор, 1978. - 230 с.
7. Соловьев-Седой В. П.: статьи, заметки, выступления. / составитель М. А. Элик. - Ленинград: Советский композитор, 1955. - 94 с.
8. Сохор, Арнольд Наумович. В. П. Соловьев-Седой / А. Н. Сохор. - Москва: Советский композитор, 1959. - 45 с.
9. Сохор, Арнольд Наумович. В. Соловьев-Седой «Тарас Бульба»: балет / А. Н. Сохор. - Москва: Советский композитор, 1959. - 44 с.
10. Сохор, Арнольд Наумович. В. П. Соловьев-Седой: (популярный очерк жизни и творчества) / А. Н. Сохор; Союз советских композиторов СССР. - Москва: Музыкальный фонд СССР, 1955. - 127 с.
11. Сохор, Арнольд Наумович. В. П. Соловьев-Седой: книжка для юношества / А. Н. Сохор. - Ленинград: Музыка, 1957. - 75 с.
12. Сохор, Арнольд Наумович. Василий Павлович Соловьев-Седой: песенное творчество / А. Н. Сохор; составитель С. М. Тихая. - Ленинград; Москва: Государственное музыкальное издательство, 1952. - 176 с.
Отдел литературы по искусству