15 марта в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча участников интеллектуального философского клуба «Эпохе».
Участники клуба беседовали на тему «Как совместить права человека с правами этноса?»
Этнос и человек. Общество и Личность. Как найти гармонию между коллективным и индивидуальным интересом? Об этом рассказал государственный деятель, журналист и смелый мыслитель Эдуард Уразаев.
Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причём права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создаёт благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.
Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, – путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления властью и ставить её на службу человеку и человечеству.
В период глобализации на первый план выходят следующие новые, общие для применения и к человеку, и к народу в целом понятия:
1. Гуманизм. Он основан на таких общих для человека и народов ценностях, как добро, справедливость, человечность.
Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Государство, которое признаёт приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное.
2. Свобода. Главной ценностью для человека, нации (народа) является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода – возможность и способность индивида или народа (нации) действовать в соответствии со своими целями и интересами.
В случае предоставления субъектам (будь то отдельно взятый человек или народ) свободы государство берёт на себя функцию контроля над тем, чтобы эту свободу индивид или народ не мог использовать во вред другим лицам, другому народа, другой нации или самому государству.
Демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека, оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной.
3. Равенство и равноправие. Свобода и равенство – необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства.
Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни.
Равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, которая является средством попрания идеи равноправия.
Можно утверждать: где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права – в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах).
Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определённой социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах.
Политическое равенство означает равенство людей независимо от их государственной принадлежности (гражданства). Данный элемент принципа равенства закреплён, в частности, в статье 21 «Хартии основных прав Европейского союза» 2000 г.
Современное международное право вобрало в себя всё прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении людей, что было достигнуто человеческой мыслью и законодательством государств.
4. Достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от её социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов (конституций) государств: «Человеческое достоинство ненарушимо». Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А её отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это – источник конфликтов в обществе.
Достоинство человека – социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами даёт человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведёт, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества.
В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Она получила признание и отражение в международных актах и других документах. Так, статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
5. Толерантность – особый принцип прав человека, прав нации, народа. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.
6. Принцип справедливости – понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. «Справедливость – некая середина между излишком и недостатком» (Аристотель).
Справедливость присутствует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека и прав народа в целом.
Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ