«Величайший мелодист XX века»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Величайший мелодист XX века», посвященная 130-летию со дня рождения выдающегося композитора, пианиста и дирижёра Сергея Сергеевича Прокофьева.

Сергей Сергеевич Прокофьев, классик ХХ века. Один из основателей русско-советской композиторской школы. Музыка его узнается с первых нот и потрясает своей жизнеутверждающей силой и красотой. Жизнь Прокофьева полна контрастов — сложностей и противоречий, счастливых удач и роковых неприятностей. Великий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком. Сергей Сергеевич Прокофьев, великий мелодист, выдающийся композитор, пианист и дирижер, один из тех, кто составил славу русского искусства.

 Знаменитый композитор родился 23 апреля 1891 году в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был ученым, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она и ребенка стала приучать к музыке и инструменту. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года, продолжая, заниматься в ней по классу органа.

В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой - испанкой Линой Кодина и сыновьями. Композитору было предложено профессорство в Московской консерватории. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Заслуживший всемирное признание, композитор решил, что сможет жить на родине, как захочет. Будет выезжать на гастроли за рубеж, писать, что пожелает. Однако он ошибался, еще пару лет ему разрешили выезжать на гастроли, но затем выезд ему был запрещен.

 Резко изменилась тематика творчества. Появляются такие сочинения «социальный заказ», как «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира», кантата «К 20-летию Октября». Конечно, наряду с этими уступками идеологии создаются и другие сочинения: опера «Обручение в монастыре», балеты «Золушка», «Сказ о каменном цветке» симфонии, увертюры, фортепианные пьесы.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в иных жанрах.

Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

Ни мировое признание, ни тематические уступки не спасли композитора от психологических репрессий. Как и Шостаковича, его причислили к столпам формализма и подвергли жестокой критике в 1948 году. Возможно, именно эти преследования подорвали здоровье композитора. Он скончался в Москве 5 марта 1953 года, один день со Сталиным, это определило полное умолчание скорбной даты – на фоне общей официальной скорби кончина одного из крупнейших композиторов ХХ века прошла практически незамеченной.

В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.

Литература, представленная на выставке:

  1. 100 великих композиторов / автор-составитель Д.К. Самин. – Москва: Вече, 2002. – 624с.
  2. Блок В. М. Метод творческой работы С. Прокофьева: Исследование [Текст] / В. М. Блок. – Москва: Музыка, 1979. – 143с.: фот.
  3. Кремлев Ю. А. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева [Текст]: По материалам высказываний / Ю. А. Кремлев; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. – Москва; Ленинград: Музыка, 1966. – 155с.
  4. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев [Текст]: жизнь и творчество / И. И. Мартынов. – Москва: Музыка, 1974. – 559с.: фот., нот. пр. (Классика мировой музыкальной культуры).
  5. Михеева Л. В. 166 биографий знаменитых композиторов. – Санкт-Петербург: Композитор, 2000. – 208с.
  6. Нестьев И. В. Прокофьев С.С. [Текст] / И. В. Нестьев. – Москва: Музгиз, 1957. – 528с.: фот.
  7. Нестьева М. И. Сергей Прокофьев [Текст] / М.И. Нестьева. – Челябинск: Аркаим, 2002. – 240с.: ил. (Биографические ландшафты).
  8. Прокофьев [Текст]: Материалы, документы, воспоминания / сост., авт. примеч. С. Шлифштейн. – 2-е издание дополненное – Москва: Музгиз, 1961. – 708с.: фот.
  9. Розинер Ф. Я. Токката жизни. С. Прокофьев [Текст]: Музыковедческое повествование [Для среднего школьного возраста] / Ф. Я. Розинер. – Москва: Молодая гвардия, 1978. – 207с.: ил. (Пионер – значит первый).
  10. Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева [Текст] / М. Д. Сабинина. – Москва: Советский композитор, 1963. – 292с.: нот. ил.
  11. Черты стиля С. Прокофьева [Текст]: Сборник теоретических статей / сост., ред., авт. предисл. Л. Г. Бергер. – Москва: Советский композитор, 1962. – 316 с.: муз. пр.

Отдел литературы по искусству